«Viberi» Ответы экономики с Анной Ким
«Viberi» Ответы экономики с Анной КимРассуждая о том, насколько опасен разразившийся финансовый кризис для «простых россиян», представители власти сохраняют прямо-таки олимпийское спокойствие. Ссылки на сильные фундаментальные показатели экономики, набранный ею запас прочности правомерны, но лишь до некоторого предела. Сейчас правительство и ЦБ занимаются тушением пожара в финансовом секторе. Удастся ли его там локализовать?
На макроуровне все показатели пока говорят о «мягкой посадке». Например, рост промышленного производства в уже проблемном августе не только не замедлился, но даже ускорился по сравнению с двумя первыми летними месяцами (стр. 48). Статистику по инвестициям, строительству и т. д. надо еще подождать. Замедление роста здесь было очевидным еще в первой половине года, но разразившийся кризис ликвидности может задавить его окончательно. Когда у банков не хватает денег, доверия друг к другу и уверенности в своем завтрашнем дне, ожидать от них нормального кредитования экономики не приходится. Первые признаки уже появились: предприниматели не стесняются публично говорить о сворачивании инвестпрограмм и нежелании приобретать новые активы. То, что раньше всех пострадали девелоперы, вполне закономерно, ведь именно там развитие сильно опиралось на заемные средства. В ситуации кризиса получить рефинансирование одни просто не могут, другим оно будет обходиться дороже. В своем роде это даже неплохо: произойдет очистка портфелей от сомнительных проектов, снизятся цены на жилье.
Но цепочка на этом не заканчивается, по ней негатив неизбежно перекинется на промышленность. Производство стройматериалов и компонентов (от железобетонных панелей до керамической плитки) еще в начале нынешнего года было одним из самых динамичных ее секторов. Кроме того, очень быстро рос выпуск строительной техники. Очевидно, что теперь эти отрасли столкнутся с сокращением спроса. Если банковские проблемы не разрешатся быстро, серьезное охлаждение почувствуют и другие отрасли. В частности, производители потребительских товаров – мебели, автомобилей, бытовой техники и т. д., ведь все это многие россияне предпочитали покупать в кредит.
Наконец, стагнация и возможная рецессия мировой экономики вызовут дальнейшее падение цен на энергоресурсы. За баррель Urals в начале прошлой недели давали меньше $90, в проект бюджета на 2009 год заложена средняя цена $95. Госфинансы, конечно, защищены на время «подушкой» в виде больших ЗВР. Но рост доходов неизбежно замедлится, и это не понравится не только самим россиянам, но и производителям, работающим на их спрос, а также торговле – все еще одному из мощнейших локомотивов роста.
Наконец, сам факт разразившегося финансового кризиса способен повлиять на настроения как «простых россиян», так и бизнеса. А ожидания и доверие – очень мощный фактор, влияющий на экономику.
Рубрики