«Viberi» Ответы экономики c Анной Ким
«Viberi» Ответы экономики c Анной КимДАЖЕ ЕСЛИ АБСТРАГИРОВАТЬСЯ ОТ ФАКТОРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ, ЭКОНОМИКА 2008 ГОДА БУДЕТ ПОЛНА ИНТРИГ И ВЫЗОВОВ
Картину наступившего года экономисты – как правительственные, так и независимые – в основном рисуют в приятных светлых тонах. ВВП продолжит расти, как и промышленность, пусть даже более скромными темпами. Цены на нефть останутся высокими, и даже возможное снижение не поставит под удар экономическое здоровье страны. Несколько портят полотно прогнозы по инфляции: мало кто верит, что ее удастся удержать в пределах 8,5%. В этом году рост цен не станет ни для кого неожиданностью: мировая конъюнктура сельскохозяйственных рынков играет против потребителей, и (в отличие, например, от естественных монополий и розничных сетей) не поддается воспитательной работе со стороны правительства. Впрочем, хотя сама инфляция никуда не денется, громогласных дискуссий по поводу ее обуздания после президентских выборов станет меньше.
Зато на повестку дня должны выйти другие темы – для широкой публики менее чувствительные, но в стратегическом плане более важные. Вопрос номер один: заработают ли широко разрекламированные институты развития. В конце прошлого года на их капитализацию было выделено 640 млрд рублей. Было бы наивно уже в следующем году ожидать от них грандиозного вклада в экономику. Любым инвестициям требуется «вегетационный период». Но по крайней мере пора убедиться в том, что нанотехнологии и технопарки, особые экономические зоны и Инвестфонд – это нечто большее, чем потраченная на написание программ и проектов бумага и ресурсы множительной техники.
Вторая интрига – внешняя, плавно перетекающая во внутреннюю. Наступит ли в США рецессия или обойдется? И если избежать ее не удастся, какими будут последствия для остального мира, в том числе России? Более конкретно: российский экономический рост в течение долгого времени подпитывали финансовые ресурсы, притекавшие извне, – в виде нефтедолларов, а в последние годы – еще и иностранных инвестиций. То, что цены на энергоресурсы перестанут расти, а импорт продолжит расширяться на 40% в год и более – вполне реальный сценарий. При его реализации неизбежно придется думать – из каких источников финансировать дальнейший экономический рост, где брать «длинные деньги»? Приток $90 млрд частного капитала в прошлом году – это замечательно, но в этом году с дешевыми зарубежными ресурсами уже не будет так хорошо.
В этих условиях ключевая задача государства – заставить работать такой инструмент, как внутренние сбережения. А это возвращает к проблеме реформирования пенсионной системы. С учетом того, что на ее решение власти собираются пустить средства преобразованного Стабфонда, последний из механизма стерилизации ликвидности наконец получит шанс превратиться в инструмент преобразования экономики, создания более ликвидного фондового рынка, развития банковского сектора. Будет ли этот шанс использован – зависит от действий правительства в нынешнем году. В этом смысле, как ни пафосно это прозвучит, в 2008-м для российской экономики может наступить момент истины.
Рубрики