Рубрики
Статьи

«Viberi» Ответы экономики c Анной Ким

«Viberi» Ответы экономики c Анной Ким
«Viberi» Ответы экономики c Анной КимПРЕЗРЕВ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ, СОБСТВЕННЫЙ И МИРОВОЙ ОПЫТ, ГОСУДАРСТВО СТРЕМИТСЯ БЫТЬ СОБСТВЕННИКОМ ТАМ, ГДЕ ОНО СОВСЕМ НЕ НУЖНО
Когда в новостных лентах я вижу заголовки вроде «“Домодедово” вернется в федеральную собственность», мне становится как-то не по себе. Я довольно регулярно улетаю из Москвы именно через этот аэропорт и за последние годы не припоминаю случая, когда его сервис подкачал. Зато помню очень хорошо, как в далеком 1997 году летела в столицу одним рейсом с группой своих американских знакомых. При одном упоминании названия «Домодедово» лица их кривились почти до неузнаваемости. Примерно тогда же, 11 лет назад, аэровокзальный комплекс перешел под контроль группы «Ист Лайн». Нынче же он занимает 19-е место в рейтинге европейских аэропортов Airports Council International, опережая всех восточноевропейских конкурентов.
Говорят, превращение обошлось инвестору более чем в $1 млрд. Но Росимущество, отстаивающее интересы государства, утверждает, что приватизация была незаконной, и пока судебная власть соглашается с ним. Последнему обстоятельству обычный россиянин теоретически должен быть рад: защита государственной собственности – это общественный интерес. Но если сравнить «Домодедово» образца 1997 года и нынешнее, вкус близкой победы Росимущества начинает отдавать чем-то не очень приятным.
Государство – плохой собственник, утверждают преданные анафеме либеральные экономисты. Презрев их мнение, российские власти взяли курс на упрочение государственных позиций в экономике. В ряде случаев выдвигаются достаточно убедительные аргументы. Государство должно заниматься теми секторами, которые важны для развития экономики, но неинтересны частному бизнесу в силу высоких рисков или других объективных причин. В частности, сюда относятся высокие технологии, производство продукции для нужд обороны и безопасности. Проблема в том, что аппетиты государства и представляющих его людей зачастую распространяются не только и не столько на такие отрасли.
Госкорпорация «Ростехнологии» – лучший тому пример. Само название, казалось бы, должно говорить о смысле ее создания. Кто-нибудь еще верит в способность государства сделать нечто стоящее в автопроме? Зачем ему быть игроком в этом бизнесе, владеть акциями «Камаза», УАЗа и т. п.? В список того, чем Сергей Чемезов желает наполнить новую структуру, попали активы из самых разных секторов, начиная с химической промышленности и заканчивая авиаперевозками и недвижимостью в придачу. При этом его, очевидно, не смущает тот факт, что во многих понравившихся ему отраслях вполне успешно работают частные собственники. Такая всеядность беспокоит многих в правительстве, в частности в Минэкономразвития, как и то, что стратегия создаваемого монстра остается совершенно неясной. Передавая активы, государство должно понимать, что с ними будет дальше. Но слово «обоснуй» в «Ростехнологиях», похоже, считают не вполне приличным.