Рубрики
Статьи

«Viberi» Ответы экономики c Анной Ким

«Viberi» Ответы экономики c Анной Ким
«Viberi» Ответы экономики c Анной КимВ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ ЗНАЮТ, КАК ЗАСТАВИТЬ РОССИЯН ДУМАТЬ О СОБСТВЕННОЙ СТАРОСТИ. НА ПРАКТИКЕ ВСЕ СВОДИТСЯ К СТАРОЙ ИГРЕ В «ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ»
Глава Минфина Алексей Кудрин представил уточненные параметры программы софинансирования добровольных пенсионных накоплений. Они выглядят несколько привлекательнее прежних. Если гражданин готов каждый год зачислять на свой пенсионный счет 12 тыс. рублей, то государство добавит ему еще столько же. Срок программы – десять лет. Таким образом, «довесок» может составить 120 тыс. рублей. Кроме того, если россиянин достиг пенсионного возраста, но продолжил работать еще в течение 10 лет и делать на свой счет отчисления, их обещают софинансировать уже из расчета 4 тыс. рублей за каждую добровольную тысячу.
Уж сколько праведного гнева обрушено на министра финансов за то, что национальные доходы бездарно тают в Стабфонде! И вот, казалось бы, свершилось. По прогнозам Алексея Кудрина, софинансирование обойдется в 930 млрд-1 трлн рублей.
Причины, по которым государство в очередной раз трогает болезненную тему пенсий, понятны. Имея уже сейчас немаленький дефицит Пенсионного фонда и еще больший – в обозримом будущем, оно хочет создать систему, существующую в большинстве развитых стран. А именно: гарантии государства ограничиваются выплатой пособия в небольшой сумме, а все, что будущий пенсионер желает иметь сверх нее, становится его частным делом.
Достаточны ли стимулы, прописанные в новом законе? В правительстве рассчитывают, что они понравятся 70 млн. россиян. Но, во-первых, для многих вычет 12 тыс. рублей из текущего потребления в год – это не так уж мало. В феврале средний размер зарплаты в стране немного превышал 15,2 тыс. рублей. Во-вторых, 240 тыс. рублей на пенсионном счете – это не очень много. Если предположить, что, уйдя на заслуженный отдых, человек проживет еще 20 лет, получится, что прибавка к ежемесячной пенсии составит всего 1 тыс. рублей. Конечно, эти нехитрые расчеты не учитывают потенциальный доход от инвестирования. Но пока установленные государством правила все равно не позволяют обыгрывать инфляцию, а ее темпы – отдельный неприятный вопрос. А что, если задержаться на работе ради софинансирования? Отказавшись от «пенсии сейчас» – в среднем 3,7 тыс. рублей в месяц или около 444 тыс. за 10 лет, получишь вместе с госдобавкой 600 тыс. рублей, или 150–160 тыс. «чистыми». Практически – меньше, с учетом какой ни есть, но индексации «пенсии сейчас». И тут еще надо вспомнить, что людей даже предпенсионного возраста работодатели берут не слишком охотно, да и платят меньше (топ-менеджеры не в счет), пенсионеров же стараются выпроводить пораньше. Наконец, третья и главная причина сомнений в успехе всей затеи заключается в том, что он возможен при высоком уровне доверия граждан к власти. А с этим как раз проблемы.
Впрочем, у россиян, думающих о том, на что они будут жить в старости, есть еще опция: вкладывать деньги в образование детей и не забывать об их воспитании. Подрастут – прокормят.