Рубрики
Статьи

«Viberi» ОСАГО-ГЫ-ГЫ

«Viberi» ОСАГО-ГЫ-ГЫ
«Viberi» ОСАГО-ГЫ-ГЫ30.06Моя коллега пару лет назад неудачно развернулась и помяла чужое крыло. Свое тоже, но это к делу не относится, потому что речь идет об ОСАГО. Так вот, рассказывая о ЧП, она была даже воодушевлена: «“Автогражданка” – правильная вещь. Всякое бывает, ну столкнулись: и я спокойна, и мужик-потерпевший не нервничает. За меня заплатят, он свое получит. Ждем ГАИ, общаемся. Никто ни на кого с кулаками не бросается. А раньше как было: суды, адвокаты – это в лучшем случае, чаще – рукоприкладство и вымогательство».
Буквально на следующий день (как сейчас помню) меня подвозил «бомбила» – совсем молодой парень на тонированной до нулевой видимости «двенадцатой». Очень болтливый товарищ, что, однако, не мешало ему вытворять на дороге такие фокусы, которые приличные люди позволяют себе лишь на автосимуляторах. Не успев проскочить на желтый свет, он ударил по тормозам и едва не «постучал» в дверь машине, двигавшейся в перпендикулярном направлении. Выругался и вспомнил «кстати» историю о том, как один нехороший человек разбил ему задний бампер. Если отфильтровать подростковую лексику, то в сухом остатке получается следующее: нехороший человек расстался с наличностью на месте, ибо малолетнего водилу в той поездке сопровождали двое хмурых друзей, вроде бы с бейсбольными битами. Мне тот яркий монолог показался бравадой, но на всякий случай спросил: «Зачем же грех на душу брать? ОСАГО же есть». Парень оказался на удивление подкованным в «автогражданских» вопросах: «Какое еще ОСАГО?! Во-первых, у меня бампер тюнингованный – на те деньги, которые мне заплатит страховая, я поставлю в лучшем случае обычный. Знаешь, сколько этой машине лет? А там же износ учитывается – вообще копейки выдадут. Так за ними еще мотаться придется, бумажки собирать. Непацанское это занятие. И гаишников вызывать тоже не по-пацански… Они ведь дыхнуть попросят. Нет, на месте вопросы надо решать, ОСАГО – для… ». Для кого, я не расслышал из-за визга тормозов. Да-а, попадаются же «шофера», сейчас предпочитаю пользоваться услугами официальных извозчиков.
С тех пор, повторюсь, два года прошло. Понятия не имею, что теперь «по-пацански», а что нет, но народ за новостями про ОСАГО следит. Зимой, когда меня «Волга» на светофоре догнала, ее хозяин предлагал «разъехаться» без ГАИ, дескать, уже с Нового года можно – заполним извещение и с ним в страховую. «Нет, конечно!», – ответил я. В прошлом декабре только поправки приняли, заработать «упрощенка» должна была с будущего. Но не заработает. В лучшем случае ее со следующего марта включат. Очередной закон о внесении изменений и дополнений в закон о внесении изменений и дополнений уже принят, одобрен и подписан.
Даже если эта процедура реально заработает, сомневаюсь, что она будет чрезвычайно востребована. Дело не в том, что почти каждое первое ДТП оборачивается оживленным спором на тему «Куда ты прешь?!» И не в том, что лишь владельцы автохлама могут не переживать по поводу размера ущерба (в любом случае в 25 тыс. рублей уложатся), остальным же нормо-часы на глаз прикинуть очень сложно. Люди будут перестраховываться в отношениях со страховщиками. Главная проблема ОСАГО – то, что человек платит одной компании, а получает возмещение в другой, то есть клиентом, по сути, не является. В этом состоит pr-обоснование другого отложенного нововведения – прямого урегулирования убытков. «Нет, проблема в другом, – рассуждал намедни один мой знакомый. – Для страховщиков мы можем быть только потенциальными клиентами. Потенциальными остаемся и после уплаты премии, но уже не клиентами, а мошенниками. Так что ГАИ надо вызывать в любом случае, если не хочешь чиниться за свой счет. У меня такое ощущение, что «упрощенка» – провокация. Мелкие жулики завалят компании своими заявлениями, их выведут на чистую воду и под этим соусом развернут кампанию по закручиванию гаек. «Упрощенка» превратится в «усложненку». Приходишь ты в страховую, а тебе говорят: «Вы, батенька, уверены, что хотите заявить об убытке? Может, не надо? На адвокатов потом больше денег потратите. Подумайте еще раз». У страховщиков есть свое лобби, а у нас – автовладельцев – его нет».