Рубрики
Статьи

Выбери!by On-Line Версия для печати

Выбери!by On-Line Версия для печати
Выбери!by On-Line Версия для печати №39 (274) 20 октября — 26 октября 2008 — ИНВЕСТИЦИИМифология рынка с Андреем Мовчаном*Если большинство прогнозов аналитиков неверно, почему они продолжаются? Почему в инвестбанке самый большой департамент – аналитический?Почему и как многочисленные конкурсы выбирают «лучших аналитиков» зачастую из тех, чьи последние прогнозы были противоположны движениям рынка? Почему портфельные управляющие в 80% (!) случаев указывают использование аналитики брокеров в качестве основной (!) составляющей инвестиционного процесса? Критики системы финансового анализа (а таких немало) отвечают на этот вопрос просто: все дело в психологии людей и в реальных интересах участников рынка. Во-первых, любая система, раз появившись, защищает себя. Руководители аналитических департаментов, естественно, заинтересованы в продолжении своей деятельности, равно как в расширении своих полномочий. Вокруг аналитики создан мощный ореол PR; клиентов постоянно убеждают в важности прогнозов, развиваются «независимые институты» анализа. Есть даже отработанная система «оправданий» ошибочных прогнозов: «это почти произошло», «возникли новые обстоятельства», «мы имели в виду не то» и прочее.
Во-вторых, сами инвестиционные банки крайне заинтересованы в наличии «высокопрофессионального» и «уважаемого» аналитического подразделения. Помимо «имиджа» в глазах клиентов, такие подразделения являются мощным оружием манипулирования действиями своих клиентов, а иногда и рынка в целом. Достаточно вспомнить Enron или последние события, связанные с выпуском структурных продуктов на кредиты. В повседневной же жизни безотказно работает цепочка: нахождение эмитента (продукта)  приобретение бумаг на позицию  выпуск позитивного аналитического отчета  продажа позиции клиентам по выросшей цене.
Но и критики, как обычно бывает, видят не всю картину. Есть как минимум две очень важные функции аналитиков. С одной стороны, давая оценки, эти люди создают для рынка ориентиры (якоря), тем самым существенно снижая возможную волатильность. Действительно, инвесторам свойственно принимать во внимание оценки вне зависимости от их обоснованности. При наличии прогноза «справедливой стоимости» инвесторы могут с ней не соглашаться, но будут отсчитывать свои оценки от этого якоря. По некоторым подсчетам, волатильность рынка при наличии «консенсуса» снижается до двух раз.
С другой стороны, прогнозы аналитиков являются продуктом экстенсивного анализа финансовых данных, как правило, приводимых в аналитических отчетах в полном объеме. Они бывают крайне важны для принятия решений по конкретным ситуациям: кредитование компании, оценка положения на рынке, слияние или поглощение. Таким образом, аналитики производят и систематизируют крайне важную информацию, полагая, что используют ее в процессе прогнозирования. Этим (а также своим удивительным трудолюбием) аналитики похожи на пчел. «Побочный продукт» их жизнедеятельности – основная причина, почему их содержат и разводят.
* Автор – председатель правления УК «Ренессанс Управление инвестициями».