Рубрики
Статьи

Выбери!by On-Line «В крупных концернах все происходит практически так же, как в министерствах»

Выбери!by On-Line «В крупных концернах все происходит практически так же, как в министерствах»
«В крупных концернах все происходит практически так же, как в министерствах»Денис Петрунин:«В крупных концернах все происходит практически так же, как в министерствах»О принципах работы в крупнейших автоконцернах, тенденциях на российском автомобильном рынке и причинах своей отставки рассказал Денис Петрунин, передающий пост гендиректора Volkswagen в России Франку Виттеманну.Денис, вы действительно покидаете компанию?- Пока этот вопрос находится в стадии обсуждения. С 1 июля я передам мой пост преемнику, но принять ли новое предложение Volkswagen, вопрос пока обсуждается.С чем связано такое решение?- Volkswagen придает российскому рынку все большее значение и постепенно осознает свое конкурентное положение. Поэтому желает здесь еще более интенсивного развития, чем я могу обеспечить. А чтобы это сделать, нужен человек, наделенный влиянием непосредственно в штаб-квартире. Можно предложить много замечательных идей, внедрить интересные проекты, но все равно нужна поддержка центрального офиса.То есть в любом случае группу больше устроит менеджер не российского происхождения?- Я не считаю, что надо скатываться до обсуждения национального вопроса. Концерн мной дорожит и предлагает в компании даже более выгодную позицию, чем я занимаю сейчас. Я пока не ответил ни да, ни нет.А есть ли смысл в этой перестановке, если вы так нужны? — Думаю, что да, потому что мой преемник — Франк Виттеманн – обладает весом в концерне, соответственно, может те начинания, которые мы наработали за этот год, внедрить с большей эффективностью. Мы с ним общались и хорошо друг друга поняли, сошлись во взглядах. Скажем так: есть глубокое совпадение мнений. Другое дело – такие шаги не совсем оптимальны в данный момент. По-хорошему мне был нужен еще год, чтобы реализовать проекты, оставив после себя готовый продукт.О каких проектах идет речь?- Сейчас мы верстаем долгосрочную стратегию развития марки в России, идет финализация планов. Защищать предстоит мне, а претворять в жизнь — команде уже с новым руководством. Планов громадье. Нужна безумная динамика выполнения проектов, чтобы все успеть. Думаю, у Франка Виттеманна это получится. Он очень опытный менеджер.Почему верстать планы должны одни, а реализовывать другие?- Это командная игра. В крупных концернах все происходит практически так же, как в министерствах. Новый руководитель часто приводит свою команду – просто потому что это более эффективно: люди понимают тебя с полуслова. Так премьер может перетасовать кабинет. А у нас в Вольфсбурге (в Германии, где находится штаб-квартира VW – «Выбери!by») обновился персонал, затем кое-что поменялось здесь (на смену Оскару Ахмедову, генеральному директору Volkswagen Group Rus, в апреле этого года пришел Мартин Ян)…Цепная реакция?- В какой-то степени да, потому что срабатывает тот самый «эффект министерства».Чем вы займетесь, если не останетесь в VW?- Предложений, поверьте, много, причем очень интересных и в материальном плане. Будет ли это автобизнес? Возможно, поскольку у меня здесь серьезный капитал знаний. Но сейчас в России очень много шансов развить новое дело.Какое, например?- Что касается тех же автомобилей, многие крупные инвесторы перешли от продвижения какого-то одного брэнда к развитию дилерских сетей, прямым продажам, компании укрупняются, и это сейчас происходит во всех областях. Поэтому иногда приходят предложения совершенно из другого бизнеса, люди видят новую возможность использовать твой опыт, а ты этих возможностей не видел. Очень увлекательно.Команду оставляете или берете с собой?- Я приглашал людей решать конкретные задачи. У них есть кураж и ответственность, цель добиться определенных результатов. Это важно в отношении партнеров и коллег. Появятся новые горизонты, каждый вправе решать, куда развиваться.Ощущаете ответственность за «своих» людей?- Да, и немалую. Опытные сотрудники – это ценно, особенно когда надо сделать что-то сложное в сжатые сроки. На автомобильном рынке имеет место кадровый голод. Не хватает опытных менеджеров среднего звена. Возникла тенденция: сегодня холдинги платят своим сотрудникам больше, чем «дочки» иностранных концернов. Опытные успешные менеджеры уходят в топ-менеджмент дилерских предприятий. Ситуация переломилась три года назад: раньше в представительстве было работать престижнее и выгоднее, теперь мы наблюдаем отток кадров. Розница отбелилась, сейчас там больше возможностей, чем у дочерних компаний.Не сработался с концерном и Оскар Ахмедов. На ваш взгляд, почему?- Я достаточно хорошо знаю Оскара, это не было конфликтом с заводом или с VW как таковым. Он отработал в концерне более 10 лет. После такого срока возникает желание не упустить время и возможности попробовать себя в другой сфере. Оскар очень эффективный и талантливый руководитель. Его уход – это большая потеря для компании. Но есть команда преемников, обладающих большим опытом и дополнительным ресурсом. Возможно, они будут успешнее. Вы знаете, преемственность здесь играет оздоравливающую роль – свежая кровь: крупные концерны, подобные VW, развиваются только по восходящей. Динамика развития с приходом новых и новых людей может быть быстрее или медленнее, но она в любом случае позитивна.Получается, позитив и для того, кто уходит?- Дело в том, что все мы рано или поздно перерастаем какие-то проекты и рамки, вот и у него возник интерес поменять сферу деятельности. Могу сказать, что долгие годы работы с чужими финансами приводят к мысли испытать собственные силы. Ведь в крупном концерне вы действительно управляете средствами акционеров, а также дилерских сетей, которые вкладывают свои деньги: именно так существует этот бизнес. Вы играете этими капиталами, привносите свое ноу-хау, — и это одна сторона карьерной медали. А есть вторая – прийти в частный бизнес или просто более мелкую структуру, где вы во-первых сможете ставить на кон свои средства, во-вторых – ощутите более быструю реакцию на управление этими деньгами. Совершенно другой азарт, другая динамика, другой стиль жизни. Каждый из нас живет один раз, и многое хочется попробовать. Безусловно, опыт работы в концерне многому учит, позволяет развиваться и вносить свою лепту в некие глобальные процессы, и здесь ты управляешь фактически миллионами и миллиардами. В то же время частный бизнес – гораздо более «острая» ответственность.Значит, подумываете о собственном бизнесе?- Все возможно. Но пока хочется воспользоваться случаем и полноценно отдохнуть.Выспаться?- Нет, я предпочитаю физическую активность. После работы люблю проехаться на велосипеде, в отпуске летаю на параплане. Если море, то виндсерфинг, если горы, то лыжи зимой. Летом лошади. Со студенческих времен сплавляюсь на байдарках, сейчас ездим в такие путешествия всей семьей – у меня жена и трое сыновей. Считаю, что пока позволяет здоровье, нужно познать все, что интересно. Давно вынашиваю идею сплавиться по Угрюм-реке, она же Витим, до Бодайбо. Или объехать Америку на машине: на это нужно месяца полтора. Самый же длинный мой отпуск в последние годы составлял не более 2 недель. Так что если бог даст, использую передышку по максимуму.Как становятся авто-«топами»Денис, где вы родились, где учились? — Детство прошло в Москве, на Арбате – за МИДом, в Денежном переулке, и до сих пор люблю эти места, хотя семья давно переехала в Северное Чертаново. А учился в МИРЭА по специальности «загоризонтальная радиолокация». Закончив институт, успел поработать в «почтовом ящике», где разрабатывали приборы. Но почти все мои знакомые, включая меня, вскоре ушли в коммерцию, даже один ленинский стипендиат – золотые мозги, и живи он на Западе, наверное, смог бы сделать блестящую научную карьеру. А здесь все закончилось грустно, его уже нет в живых: «бизнес» в 90-х был жесткий.А как попали в автомобильный сектор?- Очень просто. С 1992 года я был коммерческим директором таможенного терминала, на котором оформлялись BMW для первого импортера марки в России – совсем небольшой компании. А в 1995-м, когда в BMW возник вопрос о выводе немецкого персонала из России, меня позвали в представительство – уполномоченным по маркетингу и сбыту. Я продал свою долю в бизнесе и погрузился в BMW на 11 лет. За это время было много должностей и интересных проектов.Затем была «Северсталь-авто», а меньше чем через год – собственно VW. Признайтесь: вас перекупали?- Не могу так сказать. Практически при любом переходе финансовая составляющая возрастает, но это был не тот случай. На равнозначных позициях в компаниях платят примерно одинаково. Я скептически отношусь к сотрудникам, которые за деньгами приходят.Почему же так быстро покинули «Северсталь-авто»?- Я занимался итальянским брэндом Fiat (возглавлял департамент импортируемых автомобилей – «Выбери!by»). Но немецкий автопром мне всегда был ближе, а на тот момент очень интересным оказался и проект завода VW в Калуге – да он и сейчас таковым является. Создание крупного локального производства ставит перед сбытом задачи совершенно другого уровня.О продажах и производствеА где же обещанный VW Tiguan, которого ожидали еще в ноябре 2007-го, затем в феврале 2008-го, и до сих пор его нет в салонах? Что за сбой?- Сбоя нет. Это связано с подходом концерна к российскому рынку. Не было бы завода в Калуге – машина была бы в продаже. Первоначальный срок был бы реален для поставок из Европы. Локальное же производство призвано сгладить проблемы с квотированием, но требовало дополнительного времени на запуск. Поэтому появление новой модели не раньше этого лета оправдано.На нее будут очереди?- Конечно. В Европе они до сих пор есть.Считается, что любая модель младше 2 лет может быть недоработана, существует опасность детских болезней…- Я полагаю, это не тот случай. Во-первых, закон о защите прав потребителя позволяет не думать о том, сколько машина находится на рынке, во-вторых, даже если выходит абсолютно новый автомобиль, то за первые полгода успевают вылечить все «детские болезни». Tiguan в Германии был презентован в октябре прошлого года и до сих пор никаких рекламаций не поступало.А вы на чем ездите?- На VW Touareg.Стратегические планы сбываются?- Перевыполняются, как и должно быть на растущем рынке. Правда, сейчас несколько настораживает объем кредитов: население стало уверенней жить в долг — ипотека, техника, автомобили.Но это на руку производителям.- Наряду с позитивными факторами вроде роста продаж в планировании присутствуют и негативные, например «много берут – мало отдают». Поэтому планирование должно быть взвешенным.О вечномКуда посоветуете вкладывать деньги частному инвестору?- В здоровье и образование детей. А чтобы сохранить и приумножить – в землю: она сейчас супердоходна. Удачный момент и для «входа» в паевые фонды.У вас есть такой опыт?- Да, положительный. Я вложился в ПИФ и неплохо «поднялся» за год. Здесь, кстати, важен фактор везения. У меня он присутствует. В свое время даже в МММ размещал средства, и успел выйти до того, как все рухнуло. Никакого «внутреннего голоса» или расчета, просто забрал дивиденды и все. Потом понял, что вовремя. И так несколько раз в жизни.