Выбери!by On-Line Кризис давит розницу
Выбери!by On-Line Кризис давит розницуКризис давит розницу Ирина Доржиева 09.10.2008 18:56Девелоперы и ритейлеры первыми пострадают от кризиса, говорили аналитики. Действительно, строительные компании уже начали сворачивать свои проекты, а торговые сети проводят массовые сокращения. Розничные компании «Патэрсон» и АЛПИ планируют уволить треть своего персонала. А владелец «Вестера» Олег Болычев сообщил, что серьезно уменьшит штат и сократит зарплаты работникам на 10-25%. «Компания планировала агрессивное развитие, – рассказывает Олег Болычев. – Теперь ситуация непрогнозируемая, пришлось свернуть инвестпроекты». Все розничные компании находятся в зоне риска, отмечают аналитики. Но сильнейший удар придется на мелких ритейлеров. «У сибирской АЛПИ и калининградского «Вестера» давно наблюдались сложности с обслуживанием долга, к моменту кризиса они были сильно закредитованы», – сообщает аналитик «Брокеркредитсервиса» Татьяна Бобровская.В конце августа 2008 года АЛПИ не смогла выкупить облигации на сумму 1,5 млрд рублей и допустила технический дефолт. К началу октября компании удалось погасить около трети выпуска. Текущая стоимость бумаг от номинала – 2%. «Инвесторы не уверены, что АЛПИ сможет погасить оставшуюся часть», – отмечает Максим Клягин из «Финама». У «Патэрсона» и «Вестера» также есть облигационные займы на 2 млрд (доходность — 24,21%, погашение — 17 декабря 2009 года) и 1,5 млрд рублей (15,25%, 11 августа 2011 года), соответственно. Еще год назад это бы говорило о высоком риске объявления дефолта, но по нынешним условиям ставки не слишком высоки.Сокращение персонала в розничных сетях неудивительно — это одна из заметных статей их затрат, порядка 15-20% от операционных расходов. Пересмотр кадровый политики — только первый шаг. Следующим шагом станет снижение числа магазинов. «Более здоровые в финансовом отношении ритейлеры также работают над оптимизацией расходов, но сокращение штата будет минимальным», — говорит аналитик «Финама» Сергей Фильченков. У крупных компаний появилась возможность скупать ослабленных игроков.«Однако если кризис усугубится, а необходимость привлекать дорогие кредиты будет неизбежной, из-за чего и крупные ритейлеры окажутся не в состоянии обеспечивать текущие показатели рентабельности, то им придется прибегнуть к жесткой оптимизации расходов, — размышляет Татьяна Бобровская. – Пока четыре крупнейших ритейлера намереваются обойтись без новых кредитов до конца года». Правда, Х5 Retail Group уже скорректировала инвестиционные планы и решила отсрочить дорогие проекты. Пересмотреть стратегию развития собирается «Седьмой континент».Аналитики полагают, что увольнения не коснутся топ-менеджеров компаний. «Ритейлеры будут увеличивать эффективность и существенно сокращать персонал, который используется в обслуживании торговых залов», — полагает Сергей Фильченков. Ранее представители розничных компаний рассказывали «Выбери!by», что в период подъема набрали слишком много обслуживающего персонала. И теперь пришла пора увеличивать нагрузку на одних и увольнять других. «Это несет общий негатив для сектора, — считает Сергей Фильченков. – Существенное уменьшение штата наверняка вызовет ухудшение качества обслуживания и сократит динамику продаж».Сеть «Банана мама», работающая в сегменте детских товаров, на днях закрыла 8 магазинов из 85. В компании говорят об оптимизации бизнес-процессов. А участники рынка видят в этом решении прямую связь с проблемами «Эльдорадо». У сетей общие владельцы — братья Яковлевы. В начале года «Эльдорадо» предъявлены налоговые претензии на сумму 15 млрд рублей, а в сентябре компания привлекла кредит на не самых выгодных условиях у PPF Group.Региональные продуктовые сети также начнут закрывать неэффективные магазины. «Нормальное явление, — полагает аналитик «Открытия» Ирина Яроцкая. – Ритейлеры анализируют уровень рентабельности каждой торговой точки. И, если маржа магазина не соответствует норме рентабельности сети, его закрывают или начинают активнее рекламировать. Но в кризисной ситуации от неэффективных активов просто избавляются».
Рубрики