Рубрики
Статьи

Выбери!by On-Line Главная

Выбери!by On-Line Главная
Выбери!by On-Line ГлавнаяБанки постепенно избавляются от собственных инкассаторских служб: их содержание требует высоких затрат, при этом издержки далеко не всегда оправдываются.«Мы передали часть нашей внутрибанковской инкассации на аутсорсинг Главному центру специальной связи, который занимается транспортировкой ценных грузов по России, странам СНГ и дальнего зарубежья, – рассказывает начальник отдела ресурсов Юго-Западного банка Сбербанка (Ростов-на-Дону) Елена Бирюкова. – Речь идет о перевозках на значительные расстояния – скажем, о доставке иностранной наличности к нам из Москвы и наоборот». Когда банк занимался подобной перевозкой самостоятельно, рассказывает собеседник «Выбери!by», приходилось оплачивать перелет и проживание инкассаторов в столице. «Сейчас это уже не наша головная боль», – радуется Елена Бирюкова. По ее словам, пользуясь услугами внешней инкассации, банк сократил расходы по этому направлению в шесть раз. Некоторое время назад передал «на сторону» часть своей инкассации и Альфа-банк. Он оставил за своей службой внутрибанковские перевозки – к примеру, «подкрепление» наличными розничных подразделений и банкоматов. Клиентами же финучреждения занимается один из крупнейших специализированных игроков на этом рынке – «Инкахран», входящий в холдинг «Интеррос». Услугами этой компании, соответственно, пользуется и Росбанк. Оружейный запрет. По мнению участников рынка, передача инкассации на аутсорсинг – тенденция, которая будет постепенно усиливаться. «Услуга имеет высокую себестоимость и приносит доход только при значительных объемах перевозимых средств, – комментирует директор департамента банковских продуктов Оргрэсбанка Владислав Боднарчук. – Поэтому российские банки будут прибегать к внешней инкассации». Собственно, кредитных организаций, предоставляющих данную услугу, и так немного. «Не все могут себе это позволить. Скажем, небольшие финучреждения никогда не горели желанием создавать собственную службу из-за высоких расходов», – отмечает Владислав Боднарчук. Затраты в первую очередь связаны с приобретением и содержанием специального транспорта. «Броневик иностранного производства стоит $50 тыс. Отечественные машины на $15–20 тыс. дешевле, но они постоянно ломаются», – говорит заместитель начальника управления инкассации и перевозки ценностей банка «Уралсиб» Алексей Глухих. В среднем, отмечает специалист, службе инкассации требуется 20 броневиков. Второй существенный пункт расходов – содержание штата инкассаторов. Зарплата сотрудника службы составляет минимум $1 тыс. Использовать боевое оружие, согласно российскому законодательству, могут лишь инкассаторы крупнейших игроков –«Росинкаса», который является структурой ЦБ, Сбербанка и Главного центра специальной связи. «Инкассаторам других организаций приходится довольствоваться служебным или гладкоствольным оружием, у которого технические характеристики более чем на 20% ниже, чем у боевого», – говорит директор департамента кассовых операций Промсвязьбанка Сергей Чаленко. «В результате часто приходится заключать договоры с частными охранными предприятиями, дабы обеспечить безопасность инкассаторской бригады», – сетует начальник управления инкассации Московского кредитного банка (МКБ) Андрей Салигин. Сопровождение ценного груза вооруженным экипажем ЧОПа обычно обходится в 1,5–3 тыс. рублей в час. «Все перечисленные затраты на инкассацию в состоянии осилить разве что крупнейшие банки», – говорит Сергей Чаленко. Но даже они сегодня порой приходят к выводу, что игра не стоит свеч. Для «души», а не для денег. Если расходы на инкассацию и окупаются, то происходит это далеко не сразу. «Мы сформировали инкассаторскую службу в 1995 году, а только в 2004-м она начала приносить доход», – говорит Андрей Салигин. «В общей структуре прибыли банков доля, которая приходится на инкассацию, ничтожно мала», – замечает Алексей Глухих. С ним соглашается Сергей Чаленко: «Это незначительный процент». По оценкам представителя одного из крупных банков, на инкассацию приходится не более 2% прибыли его кредитной организации. Комиссия за перевозку наличности составляет 0,03–0,5% от инкассируемой суммы (минимум 300 рублей за выезд). Час работы бригады в составе четырех человек на бронированном автомобиле обходится примерно в 1 тыс. рублей. Маршрут, который предполагает транспортировку выручки 40 клиентов в пределах Москвы с пробегом автомобиля до 150 километров, будет стоить примерно 10–12 тыс. рублей. «При этом хорошо, если у банка есть эти 40 точек в день, – говорит один из инкассаторов, пожелавший остаться неназванным. – У некоторых кредитных организаций их не насчитывается и 20–30. О каком доходе тогда может идти речь?»Вместе с тем, возражает Сергей Чаленко, инкассация интересна банку больше не с точки зрения прибыли, а как дополнительный сервис, который кредитная организация в состоянии оказать своим клиентам. «Служба перевозки наличных – это поддержка для бизнеса, а не подразделение, направленное на зарабатывание денег. В то же время услуга не должна быть убыточна, – говорит эксперт. – Как правило, банки предлагают корпоративным клиентам эту услугу в дополнение к основным сервисам – расчетно-кассовому обслуживанию и кредитованию». Чужие перевозки. Еще один фактор в пользу отказа кредитных организаций от содержания собственных инкассаторских служб – развитие безналичных платежей. «Однако доля безналичных расчетов в общем объеме платежей частных лиц крайне мала, в большинстве случаев граждане снимают наличные с зарплатного пластика, а уж затем идут в магазин, – отмечает руководитель департамента клиентского обслуживания Росавтобанка Вадим Грицаюк. – Особенно характерна такая ситуация для регионов, где инфраструктура по приему пластика развита слабо». В ближайшее время, отмечает эксперт, пластиковые расчеты никак не повлияют на интерес клиентов к инкассации. «За последний год спрос на эту услугу как минимум удвоился», – уверяет Вадим Грицаюк. О росте интереса к инкассации говорят также в «Уралсибе» и МКБ. «Росинкас», по информации «Выбери!by», за год перевозит около 7,5 трлн рублей. На фоне отказа некоторых игроков от содержания инкассаторских служб некоторые финучреждения, напротив, развивают данный сервис: начинают предлагать его не только своим клиентам в рамках комплексного обслуживания, но и организациям «с улицы», а также частным лицам. В 2000 году такой политики стал придерживаться Сбербанк, и с тех пор у него появились последователи. «К нам не раз обращались небольшие банки с просьбой о сотрудничестве в предоставлении инкассаторских услуг. Сейчас мы ведем переговоры с кредитной организацией, входящей в топ-200», – говорит Алексей Глухих. «Пока мы занимаемся клиентами только наших отделений, но в следующем году планируем запустить услугу и для других банков, поскольку обращения уже были», – обещает Андрей Салигин.КРИТЕРИИ: Кого берут в инкассаторыК работе в отделе инкассации допускаются граждане, достигшие 21 года, имеющие отменное здоровье и хорошую репутацию.Нередко претендентам приходится проходить проверку в МВД. «Будущие инкассаторы должны быть психологически устойчивы, уравновешены и адекватны в принятии решений при выполнении своих функциональных обязанностей. Потенциальные сотрудники не должны привлекаться к уголовной и административной ответственности. Не допускаются к работе люди с алкогольной и наркотической зависимостью. Все это выявляется в ходе проверки», – говорит Сергей Чаленко. В ходе отбора кандидатов производится тщательное изучение их индивидуальных психологических качеств, для чего применяется современная методика с использованием компьютерной техники, беседы с психологом. Решение о приеме кандидата в отдел принимает специальная комиссия. Инкассаторов обучают оказанию первой медицинской помощи, правовым аспектам охранной деятельности, они проходят огневую и физическую подготовку. Ведь инкассатор несет ответственность не только за перевозимые деньги, но и за жизнь и здоровье других людей, так как имеет право применять оружие и физическую силу к правонарушителям.