Рубрики
Статьи

«Viberi» Окрыленные бизнесом

«Viberi» Окрыленные бизнесом
«Viberi» Окрыленные бизнесомВокруг не так давно купленного Романом Абрамовичем нового Boeing-767-300ER вообще разгорелся целый скандал. В мае этого года британские и российские СМИ написали, что по оснащению и установленным системам он не уступает самолету президента США. Boeing Романа Абрамовича рассчитан на 360 посадочных мест, однако, как выяснилось, купил он его для личного пользования. Лондонская газета The Times ошибочно сообщила, что самолет обошелся чукотскому губернатору в 560 млн фунтов, то есть в $1 млрд. По сути, на эти деньги можно было купить небольшой авиапарк. Как выяснилось впоследствии, The Times напечатала заметку на основании информации в The Moscow Times, где звучала цифра в $100 млн. К сожалению, при переводе этой суммы в английские фунты произошло досадное недоразумение: возник лишний ноль.
Любимые модели олигархов. Предыдущий самолет владельца Chelsea — Boeing Business Jet тоже стоил недешево — около $50 млн. Его приобретение было связано с тем, что Роману Абрамовичу надоело летать из Москвы в Анадырь с посадкой для дозаправки в Игарке. Помимо губернатора Чукотки личный авиатранспорт есть у большинства крупнейших российских бизнесменов и политиков. Член Совета Федерации от Республики Тува Сергей Пугачев, неформальный владелец Межпромбанка, по неофициальным данным, имеет даже два самолета: Gulfstream IIB и Falcon 2000. Президент «Роснефти» Сергей Богданчиков использует Citation 10, рыночная стоимость которого составляет около $18 млн. Однако в пресс-службе компании эту информацию не смогли ни подтвердить, ни опровергнуть.
В основном воздушный транспорт руководителей находится на балансе их компаний. Например, дочерняя компания «Газпрома» — «Газпромавиа» — владеет целым парком воздушных судов. В ее состав входят 74 вертолета и 33 самолета, среди которых Falcon 900B стоимостью $26 млн, российские Як-42, Як-40, Ан-74 и Ми-8 различных модификаций, Ил-76ТД, Ту-154, Ту-134, Ка-26 и Ми-2. Официально нет личного самолета и у владельца «Северсталь Групп» Алексея Мордашова, однако в структуру холдинга входит авиакомпания «Северсталь-Авиа». В парке в основном простые российские «Яки». Тем не менее это не мешает некоторым топ-менеджерам холдинга увлекаться пилотированием. К примеру, неплохо владеет летным искусством генеральный директор «Северсталь-Авто» Вадим Швецов.
Целым авиапарком по желанию может воспользоваться и глава «Лукойла» Вагит Алекперов: в структуру холдинга входит компания «Лукойл Авиа». По слухам, Виктор Вексельберг владеет не только коллекцией яиц Фаберже, но и самолетом Challenger 604, который оценивается в $22 млн. Однако в пресс-службе «Суал-Холдинга» эту информацию не подтвердили. «Выбери!by» сообщили, что при необходимости Виктор Вексельберг берет самолеты различных моделей в аренду и постоянных предпочтений не имеет. Без «личных крыльев» обходится и Владимир Потанин. Для бизнес-поездок ему тоже приходится арендовать самолет. «Владимир Потанин просто не видит необходимости приобретать воздушный транспорт для себя или нужд компании», — сообщили «Выбери!by» в пресс-службе «Интерроса».
Роскошь или средство? Для большинства руководителей крупных компаний и банков собственный авиатранспорт — это необходимость. «Он позволяет значительно экономить время, — делится президент банка «Авангард» Кирилл Миновалов. — Если у меня утром переговоры в Стокгольме, потом деловой обед в Копенгагене, а вечером встреча в Москве, это оптимальное транспортное средство. На рейсовых самолетах успеть все просто невозможно. Кроме того, я часто летаю и по России».
Для многих личный воздушный транспорт — обожаемое хобби и воплощение мальчишеской мечты о полете. Причем увлекаются им вне зависимости от социального статуса и материального положения: трейдеры, финансисты и даже механизаторы. Актер Александр Высоковский, сыгравший роль Макса в сериале «Бригада», о личном самолете только мечтает. Пока он осваивает мастерство пилота в одном из подмосковных авиаклубов: «Не могу сказать, что отдаю предпочтение какой-то конкретной модели самолета. Все, что летает, мне безумно нравится».
Cами пилотируют воздушные суда и некоторые бизнесмены. Например, Кирилл Миновалов даже занимает место второго пилота в своем Falcon F10. Такие ключевые операции, как взлет и посадку, он совершает самостоятельно. По словам президента «Авангарда», свой самолет он выбрал из-за отличного сочетания технических характеристик, размера и цены. Так, на Западе подержанный Falcon F10, произведенный в 1978 году, можно купить всего за $1,2 млн. «Этот самолет развивает скорость до 930 км/ч, очень надежен и имеет низкие операционные расходы, — рассказывает президент «Авангарда». — К тому же он покрывает почти всю Европу: беспосадочно может долететь до Лондона». Сумма, которая тратится на содержание личного самолета, зависит от количества часов полета. Себестоимость одного летного часа для Falcon F10 составляет примерно $1500. А постоянные расходы на содержание — около $20 тыс. в месяц.
Воздушные партизаны. По словам начальника летной инспекции Федерации любителей авиации Виктора Гридина, только в этом году от желающих зарегистрироваться в качестве пилота подано примерно 2,5 тыс. заявлений. При этом с начала 1992 года было выдано около 3 тыс. свидетельств. «Среди пилотов-любителей есть и очень обеспеченные люди, и просто «самодельщики», — говорит Виктор Гридин. — Например, в Краснодаре один механизатор разработал и собрал собственную модель самолета». Всего в ФЛА зарегистрировано 600 воздушных судов: это не только самолеты и вертолеты, но и дельтапланы, парапланы и другая техника. Большинство пилотов, по словам Виктора Гридина, летают на российских «Яках». Впрочем, в последнее время стали популярны и вертолеты Robinson.
Владельцы недорогих воздушных судов, которым не требуется для взлета аэродром, предпочитают их не регистрировать. Так что точное число личных вертолетов, парапланов и прочей техники неизвестно даже Минтрансу. По неофициальным данным, в частном владении у россиян находится около полутора тысяч незарегистрированных единиц авиатранспорта. Но откуда появилась эта цифра — ни в Минтрансе, ни в ФЛА объяснить не смогли. Как сообщил «Выбери!by» руководитель окружного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Минтранса России Иван Макаров, частные авиаторы «затемняются», чтобы избежать налогов. При этом авиатранспорт в России не регистрируют не только те, кто летает на «кукурузниках», но и покупатели дорогостоящих иностранных бизнес-джетов. Последние просто предпочитают делать это за рубежом, чтобы не платить таможенных пошлин, которые составляют 30-40% от стоимости самого самолета.
«Нет законодательной базы, четких правил, выделенных маршрутов для пилотов-любителей, — рассказал «Выбери!by» Иван Макаров. — Найти нелегальных авиаторов невозможно. Сейчас слишком много различного авиатранспорта. Его так же легко купить, как и машину». По словам Ивана Макарова, для того чтобы сократить расходы на стоянку, владельцы некоторых вертолетов предпочитают держать их на приусадебных участках. А некоторые умельцы асфальтируют пару соток и организуют собственный аэродром. Еще одна проблема: чтобы получить разрешение на взлет, частным авиаторам приходится проходить сложную процедуру согласований. «Поэтому большинство пилотов-любителей летают «по-партизански»», — жалуется Иван Макаров.
Цена свободного полета. Несмотря на отсутствие законодательной базы, частная авиация в России развивается в последнее время бурными темпами. Так, по оценкам частных авиакомпаний, ежегодные расходы российских бизнесменов на индивидуальные полеты в 2003 году выросли почти в два раза и составили около $250 млн. А за последние два года на приобретение личного авиатранспорта иностранного производства они потратили приблизительно $250-300 млн. Неудивительно, что такие известные зарубежные производители, как канадский Bombardier, американская Cessna Aircraft и французская Dassaul, которая производит различные модели Falcon, уже имеют представительства на территории России. Специалисты делят отечественный рынок деловой авиации на две категории: зарубежные самолеты (Gulfstream, Falcon, Challenger) и российские, переоборудованные под представительский класс, например Ту-134. На борту последнего, кстати, был задержан Михаил Ходорковский.
«Большинство пилотов-любителей предпочитают небольшие самолеты, — отмечает начальник центрального аэроклуба имени Чкалова Владимир Горбунов. — Видимо, из-за того, что они немного дешевле. Из вертолетов популярны Ми-2, Robinson 44 Raven. По словам представителя холдинга «Новая авиация» Алексея Химичева, в России, как и во всем мире, предпочитают технику известных мировых производителей, таких как Eurocopter, Robinson, Bell, Diamond Aircraft. Многое зависит и от предполагаемого расстояния использования летной техники. Так, для дальних расстояний и бизнес-командировок обычно используются самолеты на десять и более мест. Их стоимость начинается от $2 млн.
«При полетах на небольшие расстояния в 400-500 км альтернативы вертолетам нет, — отмечает Алексей Химичев. — Они не требуют взлетно-посадочных полос. Их недостаточное количество также является одной из проблем, которые тормозят развитие частной авиации у нас в стране». Импортный двухчетырехместный самолет можно купить минимум за $100-200 тыс. Цена вертолета, как правило, выше. Например, популярный четырехместный Robinson R44 стоит около $450 тыс. Серьезная статья расходов на авиатранспорт — оплата стоянки и техобслуживание. Аренда стоянки обойдется в 100 рублей за сутки, то есть около $100 в месяц. А вот стоимость техобслуживания зависит от цены самой летной техники и порой варьируется от $1000 до $100 тыс. в месяц. l
Как научиться летатьУслуги по подготовке пилотов-любителей предлагают почти все авиаклубы, которых сейчас довольно много. Только действующих при подмосковном аэродроме «Мячково» — 26. Обычно обучение начинается с теоретического курса и наземной подготовки на специальных летных тренажерах. Для получения свидетельства пилота-любителя Федерацией любителей авиации РФ предусмотрено 42 часа подготовки. Из них 9 часов курсант должен отлетать самостоятельно. Получить удостоверение можно в течение двух месяцев. Стоимость обучения зависит от типа самолета или вертолета, на котором оно проводится. Полный курс с использованием качественной техники стоит в среднем около $6-7 тыс.