Рубрики
Статьи

Оба ВВП прониклись фондовым рынком

Оба ВВП прониклись фондовым рынком
Оба ВВП прониклись фондовым рынкомЕжегодную пресс-конференцию, которая прошла 31 января, Владимир Путин традиционно открыл статистикой роста ВВП, который оказался больше запланированного, хоть и меньше прошлогоднего, и наскоро поставил ему оценку «неплохо». Во время предыдущей конференции в декабре 2004 года от ВВП он в порядке убывания приоритетов перешел к статистике инвестиций в основной капитал, торгового баланса и золотовалютных резервов. Последние на тот момент почти достигли $120 млрд, за что были отмечены президентом почетным званием «рекордных за всю историю Российской Федерации». Сегодня они еще более рекордные — почти $190 млрд, но почетное звание получили в этот раз не они. Фаворитом президента довольно неожиданно оказался фондовый рынок. К нему Владимир Путин перешел сразу после ВВП. И не просто перешел, а с гордостью заявил, что темпы его роста в 2005 году оказались рекордными «и для мира, и для нашей страны», компетентно аргументировав вывод данными по другим развивающимся рынкам: «Конечно, все так называемые развивающиеся рынки подросли. В Европе — это и польский рынок, и венгерский, в Латинской Америке — и Аргентина, и Бразилия, в Азии — это Южная Корея, которая является одним из лидеров роста капитализации рынков. Но даже по сравнению с лидером — с одним из лидеров, Южной Кореей, где рост составил где-то 54%, у нас 88%!» И только потом он остановился на ЗВР, Стабфонде, доходах населения и инфляции.
Некоторые управляющие компании, рекламируя свои услуги, иногда поступают некорректно: они с удовольствием рассказывают о полученной доходности, например за период с мая по октябрь, а об итогах января-апреля умалчивают. Потому что в январе-апреле у них случился минус.
На пресс-конференции в декабре 2004-го президент ни слова не сказал о том, что фондовый рынок, несмотря на получение Россией первого инвестиционного рейтинга и повышение цен на нефть, по итогам года практически не вырос. И что инвесторов не только перепугала внезапная жесткость власти по отношению к отдельным представителям крупнейшего бизнеса и необузданная активность налоговиков. Их буквально ввел в ступор сам президент. Сначала в июне он намекнул на скорое мирное разрешение проблемы «Юкоса», заявил о незаинтересованности в банкротстве компании, чем спровоцировал бурный рост рынка акций на ожиданиях окончания этой эпопеи. Однако уже в ноябре была назначена дата продажи «Юганскнефтегаза», и рынок рухнул. А в декабре, комментируя покупку госкомпанией основного актива опального «Юкоса», Владимир Путин заявлял буквально следующее: «Многие участники рынка тогда (в начале 90-х. — «Выбери!by») получали многомиллиардную государственную собственность. Сегодня государство, используя абсолютно легальные рыночные механизмы, обеспечивает свои интересы». Хвалиться перед инвесторами особо было нечем.
Зато год спустя президент уже с воодушевлением рассказывал о рекордах российского фондового рынка. Правда, не уточняя, за счет чего они были достигнуты. Хотя он мог бы назвать факторы роста: начало кампании по либерализации рынка акций «Газпрома», досрочное погашение долгов западным кредиторам, наращивание золотовалютных резервов и Стабфонда, что в совокупности привело к неоднократному повышению рейтингов России, покупка «Газпромом» «Сибнефти» по справедливой рыночной цене. На самом деле власть либо решала проблему избытка поступающих в казну нефтедолларов, либо прибирала к рукам активы. Задачи поднять фондовые индексы перед кабинетом министров никто не ставил.
Так и сегодня. Пока правительство собирает авиастроительные активы и автозаводы, богатеют инвесторы «Иркута» и «Автоваза». Рынок растет там, где государство усиливает свое присутствие, забыв о том, что оно по определению не является эффективным собственником.
Так или иначе, факт налицо: рынок здорово вырос, и президент это отметил. Между тем вырос он не просто сам по себе. Сектор финансовых услуг в целом стал в прошлом году одним из ведущих ускорителей роста ВВП. Так, по сравнению с 2004 годом, темпы роста объема «косвенно измеряемых услуг финансового посредничества», по данным Росстата, увеличились с 14,1 до 16,4%, «финансовой деятельности» — с 4,5 до 6,5%, «операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг» — с 3,1 до 9,6% (только стоимость чистых активов фондов недвижимости увеличилась за год с 4,2 до 20,7 млрд — в пять раз). Для сравнения: темпы роста объемов добычи полезных ископаемых, основного достояния российской экономики, сократились в ВВП с 7,2 до 1,8%, обрабатывающих производств — с 6,6 до 4,4%. Уровень развития сектора финансовых услуг в России уже оценили крупнейшие западные инвесторы, вложившие большие деньги в покупку нескольких банков и одной инвесткомпании (см. стр. 22-23 и № 4).
Автопром российской сборки«Что касается объединения ГАЗа, «Автоваза», «Камаза». Конечно, это возможно. Но это должны определить собственники этих компаний при поддержке государства. Если все участники этого процесса придут к выводу о том, что такое объединение может помочь развитию российской автомобильной промышленности, мы, конечно, такие решения поддержим. Но не будем навязывать никаких решений», — сформулировал позицию органов власти Владимир Путин. Уже через два дня после этого заявления представитель «Рособоронэкспорта» официально заявил о заинтересованности в покупке госпакета акций «Камаза» (34%). Тут же компании были выданы лицензии на производство бронемашин и другой военной техники. А другой представитель «Рособоронэкспорта», правда — бывший, Игорь Есиповский, возглавивший недавно «Автоваз», в этот же день заявил, что «на нынешнем этапе «Автовазу» это предложение (вхождение в состав национальной автомобилестроительной компании. — «Выбери!by») неинтересно. Но тут же компания собирается строить новый завод за счет госинвестиций, которые государство планирует впоследствии обменять на акции «Автоваза». ГАЗ до конца года должен стать центром нового холдинга и даже сменить название. Однако пока в «Руспромавто» о связи этих планов с замыслами правительства ничего не говорят.