Рубрики
Статьи

«Viberi» Новые фавориты гонки образований

«Viberi» Новые фавориты гонки образований
«Viberi» Новые фавориты гонки образованийЗнание – сила. Несмотря на то, что корреляция образования и зарплаты интуитивно понятна, четкой количественной зависимости экономисты не пытались выявить достаточно долго. Эрик Ханушек из Стэнфорда этот пробел ликвидировал (Eric A. Hanushek, NBER Working Paper 16606 from December 2010). В своем исследовании ученый оценил зависимость будущего дохода учеников от целого ряда факторов, среди которых были когнитивные способности и общая успеваемость в школе американцев. Согласно полученному результату, в случае, если балл тестируемого по математике ученика был выше среднего уровня (на одно стандартное квадратическое отклонение (СКО)), то зарплата такого будущего работника была на 10–15% выше среднего уровня. В своем более раннем исследовании (Hanushek and Woessmann (2009)) автор проводил подобное исследование  и во многих других странах, не только в США. Результат был похож – 15-процентный прирост зарплаты при превышении результатов в национальных тестах на одно среднее отклонение над средним уровнем.Много это или мало – 10–15%? Если вспомнить, что время и сложный процент творят с малыми суммами чудеса, можно догадаться, что это вполне внушительный разрыв. По расчетам Ханушека, при среднем дисконтированном доходе, полученном в течение всей жизни (с 25 до 70 лет), в $1,16 млн, 13-процентная дельта приведет к приобретению дополнительных $150 тыс.Таким образом, делает вывод ученый, уровень знаний влияет на размер заработной платы. Но есть ли устойчивая связь между качеством преподавания и уровнем знаний ученика? Оказалось, есть, и, более того, она также поддается количественной оценке. Например, если эффективность преподавателя на 0,5 СКО выше среднего, то будущий (средний дисконтированный) доход такого ученика увеличивается еще больше – до $159,1 тыс.Но и это еще не все. Автор ставит вопрос: что будет, если успеваемость (и когнитивные способности) всех американских учеников повысить на четверть СКО? По версии экономиста получается, что совокупный дополнительный ВВП страны, приведенный к настоящему моменту, составит $44 трлн. По сути, это нереализованный потенциал, так как, например, средний балл Канады на 0,4 СКО превышает этот показатель у США, а средний балл Финляндии и вовсе имеет фору в 0,58 СКО. Расклад в пользу Азии. Учитывая, какой экономический потенциал несет в себе качественное образование, неплохо четко понимать, где находится наша страна и к чему ей хотя бы стоит стремиться. Для этого откроем последнее исследование Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в котором составлен рейтинг стран по уровню качества гуманитарного образования и знания точных наук. Картина удивительная: из десяти стран-лидеров пять позиций занимают азиатские страны с Шанхаем (Китай) и Кореей впереди, США на 17-м месте, Россия – на 43-м. Исследование ОЭСР охватывает не только страны-участницы, но и страны-партнеры, в результате чего выборка делается по 65 странам, представляющим данные по 470 000 учащимся. Впервые исследование качества образования  в странах ОЭСР проводилось в 2000 году, и с тех пор каждые три года данные по сфере образования организации обновляются. Согласно последним данным за 2009 год, 15-летние студенты из Шанхая в среднем сдают тест по математике на 600 баллов из 1000 возможных, тогда как их американские ровесники – лишь 487, а российские – 468. Ахиллес догнал че­репаху. Если посмотреть статистику в динамике, то можно увидеть, кто за последнее десятилетие работал ради движения вперед, а кто просто топтался на месте. В качестве объекта сравнения возьмем данные ОЭСР по результатам тестов на «чтение» (способность усваивать материал, делать обоснованные выводы и т.д.). Сразу бросается в глаза, что средний балл по ­странам ОЭСР снизился с 500 в 2000 году до 493 в 2009-м. Приведенная ниже таблица наглядно демонстрирует динамику по ряду «опорных» стран. Невооруженным глазом видно, что основной прогресс пришелся на развивающиеся страны.В итоге получается довольно обидный тренд: страны, добившиеся высоких результатов в качестве образования, в последнее десятилетие не просто не укрепляют своих позиций, но и зачастую откатываются назад, тогда как развивающиеся страны активно догоняют тяжеловесов. Билл Гейтс и Бритни. В 2005 году журналист Томас Фридман в своей книге «Плоский мир» очень наглядно продемонстрировал проблемы, возникающие из-за взрывного роста квалификации спе­циалистов из развивающихся стран и стагнирующих коллег из стран развитых. Фридман приводит данные флагмана научно-технического развития США – НАСА: из более чем 18 000 сотрудников агентства 40% старше 50 лет, а количество сотрудников старше 60 лет как минимум в 3 раза выше количества тех, кому еще нет 30. НАСА уже испытывает значительные сложности с набором персонала, так как многие должности по соображениям безопасности не отдашь инженерам из Индии, России или Китая. А согласно докладу Национальной комиссии по преподаванию естественно-научных дисциплин от 2004 года, который цитирует Фридман, к концу 2010 года две трети учителей математики в стране достигнут пенсионного возраста. О росте качества образования в таких условиях говорить не приходится. Неплохо будет, если оно хотя бы не ухудшится. Причину, по которой качество образования  в США пробуксовывает, Фридман видит в окончании холодной войны. Гонка вооружений создавала спрос на ученых, подстегивая прогресс. Теперь же нет нужды обгонять русских в небе, на земле  и под водой, и мотивация постепенно сходит на нет. В развивающихся странах вроде Китая и Индии стимул к развитию, наоборот, растет из-за понимания, что в современном мире только знания реально помогают получить столь желанное конкурентное преимущество. Теперь для молодых китайцев Билл Гейтс является тем же, кем Бритни Спирс для молодых американцев.Печальный результат. Впрочем, причины стагнации образования могут быть разными. Япония, например, сознательно пошла на сокращение школьной программы. Когда во второй половине XX века выяснилось, что японские школьники испытывают на себе одну из самых серьезных нагрузок среди учеников развитых стран и сами эти нагрузки уже начали негативно сказываться на психическом состоянии учащихся, Министерство образования предложило сократить перечень необходимых предметов и вообще разгрузить детей по максимуму. Тренд на ослабление школьного образования продолжался до тех пор, пока не выяснилось, что знаний, полученных в школе, попросту недостаточно, чтобы сдать вступительные экзамены  в вузы. С тех пор, дети, родители которых думают об их будущем, после школы ходят в специальные платные школы, цель которых – нивелировать разрыв между школой и университетом. Отсутствие же у родителей необходимой денежной суммы на спецзанятия приводит к тому, что путь  к высшему образованию для такого ребенка заказан уже с детства. Это видно и по рейтингу качества образования стран ОЭСР, где Япония стоит последней среди азиатских стран. Конечно,  в рейтинге ОЭСР азиатских стран всего пять, однако факт остается фактом – образование «развитой» Японии превзошли развивающиеся страны. Заметно отставание реформированной Японии и в такой сфере, как знание английского языка. Согласно данным ETS – компании, проводящей такие международные экзамены на знание английского языка, как TOEFL и GRE, – Япония  в прошлом году не вошла даже в десятку по среднему уровню полученных в тестах баллов среди азиатских стран.Quo vadis. Во взаимосвязи качества образования и экономики страны на микро– и макроуровне остаются свои темные пятна. Например, можно предположить, что связь не является односторонней. Рост качества образования улучшает экономическую динамику или наоборот? Однако в чем сомневаться не приходится, так это в том, что качество образования напрямую зависит от того, какие люди идут в учителя. О том, как же привлечь или удержать талантливых учителей в сфере образования, рассуждает  в своем исследовании и Эрик Ханушек. Несмотря на его успех в измерении влияния качества образования на ВВП страны и доход учеников, ученый до сих пор не смог найти удовлетворительного ответа на вопрос, как же это качество спрогнозировать. Долгое время в США превалировало мнение о том, что учитель должен как минимум иметь степень магистра, чтобы учить детей, однако по мере сбора фактов и наблюдений выяснилось, что наличие степени не отражается на том, насколько учителя «эффективны». Также не помогают предсказать профпригодность  и разные специализированные экзамены, которые учителя должны время от времени сдавать. Автор отмечает, что создание таких фильтров, эффективность которых эмпирически не подтверждена, приводит  к тому, что на систему образования накладываются дополнительные расходы, КПД которых весьма низок.Пока же получается, что ряд развивающихся стран, делающих невероятные успехи в области передачи знаний, нашли ответ к этой загадке.  Динамика результатов теста на «чтение»Страна20002009ПриростЛатвия458484+26Польша479500+21Португалия470489+19Лихтенштейн483499+16Бразилия396412+16Корея525539+14Венгрия480494+14Германия484497+13Греция474483+9Швейцария494501+7Мексика422425+3Бельгия507506-1Дания496495-1Италия487486-1Япония522520-2Норвегия505503-2Россия462459-3США504500-4Средний уровень ОЭСР500493-7Франция505496-9Финляндия547536-11Испания493481-12Австралия528515-13Чехия492478-14Швеция516497-19Великобритания523494-29Австрия507470-37Источник: ОЭСР, First Results from PISA 2000, PISA 2009 ResultsРезультаты рейтинга по успеваемости OECD Место в рейтингеТест на «чтение»Тест по математикеТест по естественно-научным дисцилинамСредий балл по OECDn/a493496501Шанхай (Китай)1556600575Корея2539546538Финляндия3536541554Гонконг (Китай)4533555549Сингапур5526562542Канада6524527529Новая Зеландия7521519532Япония8520529539Австралия9215514527Голландия10508526522США17500487502Россия43459468478Источник: OECD, PISA 2009 Database