Николай Гаврилов: «Механизмы господдержки интересны, когда они встроены в рынок»
«Механизмы господдержки интересны, когда они встроены в рынок»- Николай Вячеславович, какие функции выполняет РЭБ как агент правительства?- Работа агента заключается в выдаче гарантий российским экспортерам или банкам, кредитующим иностранных импортеров, под которые они смогут привлечь средства. Кроме того, РЭБ выдает кредиты за счет средств, напрямую выделяемых из бюджета. Пока такой проект только один — модернизация энергоблоков атомной станции «Козлодуй» в Болгарии. Мы можем выдавать кредиты экспортерам и за счет собственных средств, привлекая их под гарантии правительства.
— В Счетной палате уверяют, что банк получал вознаграждение из бюджета за агентские функции, однако документальных доказательств этой работы обнаружить не удалось.- Мы не можем согласиться с данной точкой зрения и в ходе проверки предоставили Счетной палате все разъяснения. Сейчас готовим аргументированный ответ на ее представление. Банк ежеквартально отчитывается перед Минфином о своей агентской работе. В рамках проекта «Козлодуй» болгарской стороне предполагается выделить $80 млн, из которых 50 млн уже получено. В 2005 году из $600 млн, предусмотренных в бюджете на выдачу гарантий, $213,5 млн нами уже освоено. В их числе $94 млн и $16,6 млн — гарантии в пользу банков-кредиторов и на возврат авансового платежа по контракту «Ильюшин Финанс» соответственно, $100 млн — гарантия, под которую мы получили кредит от немецкого банка WestLB. Впервые гарантии были предусмотрены в федеральном бюджете в 2004 году, но экспортеры не могли ими воспользоваться.
— Почему?- Гарантии были предусмотрены в рублях, в то время как экспортные контракты были номинированы в валюте. Соответственно экспортеры не готовы были нести риски, вызванные изменением валютных курсов, а вносить изменения в бюджет во второй половине 2004 года было поздно. В 2005 году гарантии уже были предусмотрены в валюте. К тому же система получения гарантий была настолько громоздкой, что никого не интересовала. Механизмы господдержки интересны тогда, когда они встроены в рынок и работают на основании рыночных принципов.
— Но если гарантий в 2004 году не было, за что вы получили вознаграждение от Минфина?- В частности, за проект «Козлодуй», ведь почти четыре года мы его обслуживали фактически бесплатно. Кроме того, мы рассмотрели 40-50 проектов, участвовали в переговорах, семинарах, конференциях, что, по сути, тоже является нашей работой как агента правительства. Большая часть мероприятий, в которых мы участвуем 80%, является нашей прямой обязанностью.
— Тем не менее тематика некоторых мероприятий смущает проверяющих…- Это настолько мелко и несерьезно, что стыдно комментировать. Если нас сравнивать с другими эксимбанками, то можно обвинить в том, что мы ведем себя слишком скромно, недостаточно активно участвуем в международных форумах экспортных агентств, банковских конференциях и встречах российских промышленников и предпринимателей, пропагандируя и разъясняя возможности господдержки экспорта. Да, большинство проектов, которые мы рассматривали, не было реализовано, но не мы принимали эти решения. РЭБ не получает денег из бюджета на свое содержание, поэтому вынужден осуществлять нормальную банковскую деятельность — выдавать кредиты. Но если посмотреть статистику, то большая часть ссуд выдана нами экспортерам. Оценивая нашу работу, отмечу, что если 2003 год банк закончил с убытком 10 млн рублей, то по итогам 2004-го его чистая прибыль составила уже 20 млн рублей. По итогам 2005 года прибыль выросла на 50% — до 32 млн рублей, активы увеличились на 56% — до 4,7 млрд рублей. Это при том, что два последних года экспортеры были незнакомы с практикой предоставления гарантий и не представляли, как работает этот механизм. Бюрократические сложности, которые при этом возникают, не маленькие, и зачастую пугают потенциальных клиентов — получателей госгарантий.
— Что именно пугает?- Длительная процедура рассмотрения и принятия решений по выдаче гарантий — в случае с поставками самолетов на Кубу это заняло три месяца, и это очень сжатые сроки. А в некоторых случаях решение надо принимать в течение двух недель, а то и быстрее. Ведь в 2005 году гарантия на сумму больше $10 млн (сейчас — $50 млн) выдавалась только с разрешения правительства. Сначала сделку рассматривал РЭБ, потом она выносилась на совет директоров, в случае единогласного одобрения направлялось обращение в Минфин. Министерство его рассматривало, готовило распоряжение, согласовывало его со всеми заинтересованными ведомствами и вносило в правительство. Оно принимало распоряжение или постановление, отправляло его в Минфин, который выпускал приказ о порядке предоставления гарантии, и только после этого она выдавалось. Если текст гарантии получает не РЭБ, а третья сторона — банки-кредиторы, которые не могут напрямую обращаться в Минфин, то им приходится сначала вести переговоры с нами, а мы потом — с министерством. Три месяца — это еще очень мало для такой забюрократизированной процедуры. Поэтому РЭБ сам выдавал гарантии, а потом обращался в Минфин за контргарантиями, получая их за месяц-полтора.
— Что мешает вам всегда так работать?- Капитал у нас небольшой — 1,7 млрд рублей, и мы вынуждены соблюдать все ограничения ЦБ. Предельный объем рисков на одного заемщика у нас составляет $15 млн. Чтобы нам стать полноценным экспортно-импортным банком, надо совершенствовать законодательство. Но, насколько мне известно, соответствующий закон стоит в плане законодательной работы правительства на этот год.
— Но до сих пор не определен статус вашей материнской структуры — ВЭБа, вы думаете, вам удастся опередить акционеров?- Я не вижу в этом никаких противоречий. Если государство определило в качестве одного из своих приоритетов поддержку отечественного экспорта, а это было сделано, то для создания системы закон о РЭБе необходим. При этом он может оставаться в рамках холдинговой группы Внешэкономбанка. Во всех странах, где есть эксимбанки, они действуют на основании закона.
— Если бы решение, каким быть РЭБу, зависело от вас, каким бы вы его сделали?- Не надо ничего выдумывать — уже есть апробированные схемы, когда эксимбанки самостоятельно принимают решения, а контролирующий орган в лице наблюдательного совета рассматривает сделку начиная с какого-то определенного уровня. Я бы сделал Росэксимбанк полноценным эксимбанком, какие уже существуют в других странах. Это структуры, которые принимают на себя риски экспортеров, финансово их поддерживают, рефинансируют банки, кредитующие экспортеров, и не занимаются обычной коммерческой банковской деятельностью.
— Тогда зачем вы вступили в систему страхования вкладов?- Это было сделано для того, чтобы пройти проверку ЦБ и подтвердить качество управления. Доказать, что банк нормально управляется и является надежным финансовым институтом. Только и всего. Разумеется, мы не работаем и не планируем работать с физическими лицами — единственные средства частных лиц, которые находятся в банке, — депозиты наших сотрудников. Однако мы не считаем, что РЭБ не должен быть под контролем ЦБ даже если будет принят специальный закон. Могут быть отдельные корректировки нормативов ЦБ с учетом наших специфических функций, но в целом РЭБ должен полностью подчиняться требованиям регулятора. Мы абсолютно не претендуем на эксклюзивный и специфический статус, который выводил бы нас из-под контроля регулятора.
ДИНАМИКА ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РОСЭКСИМБАНКА01.01.0401.01.0501.01.06Активы, млрд руб. 2,63,14,7Собственный капитал, млн руб. 1744,01756,01764,0Чистая прибыль, млн руб. 11,720,632,0*Кредитный портфель, $ млн20,644,6 57,1Сумма обязательств по гарантиям, $ млн9,67,125,0Общий объем выданных кредитов по итогам года, $ млн13,4 24,8 27,9 из них неэкспортерам0,072,08,3Общий объем выданных гарантий экспортерам, $ млн3,10,521,2* Предварительные данные.
По данным банка
Рубрики