«Viberi» Непременно в Москве\?
«Viberi» Непременно в Москве\?12.05Наблюдаю локальный ипотечный бум. На прошлой неделе сразу трое знакомых отправились в банк за деньгами на квартиру. И всем жилье нужно непременно в Москве. Меня это удивляет. Искренне поинтересовался: почему столица, почему не Подмосковье? Получил три разных вопроса: «Ты думаешь, если у тебя есть московская прописка, другим она не нужна?» «А ты пробовал когда-нибудь добираться до того же Подольска или Долгопрудного?» «Жилье в Москве постоянно дорожает, а что мне дадут «квадраты» за МКАД?»
Заинтригованный планами знакомых, решил посмотреть, что им светит. В Москве почти ничего. Самое дешевое из пригодного жилья обойдется в 5 млн рублей. Это однокомнатная квартира в пяти- или девятиэтажке в удаленном малопрестижном районе. Как правило, первый или последний этаж. Кухня не более шести квадратных метров. Про внутреннее «убранство» авторы объявлений скромно умалчивают. Понятно, что торг в таких случаях уместен, но скидку больше 10–15% никто не даст: найдется другой непритязательный покупатель. В тех же базах объявлений глянул, что предлагают за 5 млн в Подмосковье. Едва ступив за МКАД, например в Долгопрудном, можно выбрать двухкомнатную квартиру низкого качества либо «однушку» в хорошей новостройке (изучал предложение только по заселенным домам). В этой «однушке» меж тем жилая площадь – 23 «квадрата», а кухни – почти 16. Идем дальше в том же направлении – Дмитров. Там за пять российских миллионов выставлены квартиры аналогичного качества, но уже двухкомнатные, а вместе с ними «полуубитые» «трешки». Но существуют и более близкие к столице города, где ведется активная застройка, и относительно качественное жилье выходит на вторичный рынок. Я не принимаю в расчет Красногорск и Химки, почти догнавшие Москву по цене и живущие с ней в общих пробках на Волоколамском и Ленинградском шоссе соответственно.
Пробки и транспортный коллапс. Еще год-полтора назад они не давали мне думать о квартире по ту сторону МКАД. С тех пор обстоятельства поменялись. Во-первых, уже тогда неадекватные цены на «квадраты» в Москве теперь стали абсолютно неприемлемыми. Во-вторых, по моим наблюдениям, московское метро задохнется раньше, чем окончательно закупорятся въезды в город. Еще года три или четыре назад на «сиреневой» (она же Таганско-Краснопресненская) линии появились вагоны, прозванные в народе «скотовозками» – часть сидений в них убрали, дабы было где стоять. В час пик на «Октябрьском поле» (пятая станция от начала ветки) уже нельзя «утрамбоваться» даже в них. Новые станции, может, и освободят пару-тройку стоячих мест в каждом вагоне, но сколько их еще можно построить? И какова цена вопроса? Ближайшему же Подмосковью, кроме затратного расширения дорожного полотна, все еще могут помочь довольно дешевые меры, например, запрет на стихийную торговлю вдоль трасс, в том числе на работорговлю вдоль «Ярославки». Что же касается общественного транспорта, то электричкой из Подольска до центра Москвы добираешься быстрее, чем на двух видах метро из столичного Южного Бутова. «Маргинальность» же наземных электропоездов, которая сейчас многих смущает, скоро начнет забываться.
Здесь, кстати, кроется ответ на третий заданный мне вопрос: «Что дадут «квадраты» за МКАД?» Я никогда не скрывал неприязни к квартирным инвесторам, но все же позволю пару слов в их пользу. Транспортная, социальная, торговая инфраструктура в Подмосковье будет быстро развиваться, раз уж туда начинает перебираться Москва. В моем «Примкадье» сейчас строят сразу несколько офисных центров, уверен, через пару-тройку лет аналогичное строительство развернется по другую сторону кольцевой автодороги. И появятся там свои заповедники для белых воротничков. И метры, никуда не денутся, будут дорожать.
Что же до прописки, то здесь я логики не вижу. Говорят, «лужковские» пособия больше «громовских». Но ведь ни те, ни другие не спасут от нищеты, если сам о себе не позаботишься. Покупая квартиру, думать о пособиях нелепо. Или, быть может, люди метят в халявные программы расселения?
Рубрики