Рубрики
Статьи

«Viberi» Нефтяной коллапс ждут к осени

«Viberi» Нефтяной коллапс ждут к осени
«Viberi» Нефтяной коллапс ждут к осениНефтяной коллапс ждут к осени Федор Чайка 26.05.2009 13:43Цена на нефть почти удвоилась за последние пять месяцев, несмотря на аналогичное превышение предложения над спросом. Чем грозит мировой экономике столь гремучая смесь?Глава Cambridge Energy Research Associates Даниэль Ергин, предсказывавший недавно среднюю стоимость нефти в 2009 году на уровне $40 за баррель и Джеймс Гамильтон, профессор экономики из Калифорнийского университета, убеждали на днях американских сенаторов, что, возможно, главным спусковым крючком рецессии в экономике Штатов стали чересчур высокие цены на топливо. Вышло и убедительно и поучительно. Теперь миру угрожает новая напасть – избыток нефти на фоне слабого спроса, несмотря на начавшийся цикл сокращения мощностей по добыче.«Разумеется, драйвером глубочайшей со времен 30-х годов прошлого века рецессии, явились проблемы в финансовом секторе, однако пузырь в сырьевом виновен в разразившемся кризисе никак не меньше. Высокие цены ударили по кошельку потребителей, особенно с низким доходом, уменьшив тем самым их возможности тратить деньги на другие товары. И, конечно же, дорогая нефть повредила автомобильную индустрию США», — заявил Даниэль Ергин.Джеймс Гамильтон поддержал коллегу цифрами: «Продажи траков, в том числе универсалов повышенной проходимости (SUV category) упали на 23% в промежутке между вторым кварталом 2007 года и вторым кварталом 2008-го. За тот же самый период продажи иностранных авто выросли. Проблемы в автомобильной отрасли США, таким образом, вычли из ВВП 0,5%. Не стоит забывать, что работу с июля 2007-го по август 2008-го в автомобильной отрасли потеряли около 125 тыс. человек».Конечно, не только дорогая нефть поставила «Большую тройку» Детройта на грань выживания — не секрет, что американцы давно уступают тем же японцам, когда речь идет о производительности, сокращении затрат и прочем. Тем не менее, дорогая нефть стала последней каплей, спусковым крючком, который запустил драматические последствия падения автогигантов США.Нынешний рост на нефтяном рынке снова угрожает экономике – так, что «зеленые ростки» восстановления могут пожелтеть очень быстро. Согласно подсчетам Джеймса Гамильтона, начиная с декабрьских минимумов 2008 года галлон бензина подорожал на $0,5, что «выудило» из кошельков потребителей около $70 млрд – деньги, которые могли бы поддержать «на плаву» другие отрасли экономики.Проблемы для экономики, особенно для нефтяной индустрии, создают не только резкое подорожание барреля нефти, но также и его резкое удешевление. Мировой экономический рост в 2003-2007 годах повлек за собой увеличение спроса на сырую нефть на 7,6 млн баррелей в сутки в сравнении с ростом потребления в предыдущие пять лет на 4,3 млн. Но экономический кризис спутал все карты и теперь, согласно Даниэлю Ергину, нефти в мире избыток – примерно 6,5 млн баррелей в сутки в среднем по 2009 году (2,5 млн баррелей избытка в 2008 году).Оттого и нефть девать некуда – в буквальном смысле — нефтью затоварены хранилища, а кроме того, ее уже начали хранить на танкерах – в Мексиканском заливе, в портах Роттердама, в портах Великобритании. Даниэль Ергин оценивает годовой избыток сырья как эквивалент всей производимой нефти в Иране и Венесуэле. Если цены по сравнению с пиковыми прошлым летом упали почти в три раза, то эксплуатационные затраты нефтяников снизились за этот же период лишь на 9%. Иными словами нефтяники несут убытки. «Действительно, затраты на геологоразведку снизились не синхронно рыночным ценам на нефть. Одна из причин такой ситуации заключается в том, что в эпоху высоких цен нефтяники набрали в аренду платформы для работ на шельфе. А это долгосрочные контракты и дорогостоящие», — говорит Сергей Квартальнов, независимый эксперт по рынку нефти и газа.Высокие затраты на добычу в период кредитного кризиса сами по себе могут подорвать финансовое здоровье нефтяников и их коллег из смежных отраслей. Однако куда более серьезным являются последствия сокращения инвестиций в нефтяной сектор. По оценкам Даниэля Ергина, более половины из ожидаемого в ближайшие пять лет роста мощностей по добыче находится в зоне риска – то есть проекты либо уже сворачиваются, либо будут свернуты в ближайшее время. И этот процесс не так просто остановить, а тем более перезапустить: нефтяные проекты неповоротливы и не приспособлены к оперативному реагированию на меняющиеся как погода цены. Ожидает ли нас дефицит нефти в связи с сокращением инвестиций в отрасль? «Я не очень верю в то, что в среднесрочной перспективе в мире будет дефицит нефти, поскольку недавно проведенная модернизация НПЗ позволяет теперь им выдавать больше средних дистиллятов при обработке того же объема сырья. Был бы спрос, а со спросом сейчас проблемы из-за обвала промышленности по всему миру», — комментирует Сергей Квартальнов. «Если физический спрос не восстановится, рынок будет долгое время находится во власти низких цен», — уверен Даниэль Ергин.Пока, однако, мы наблюдаем нечто похожее на новый пузырь на сырьевом рынке: с декабрьских минимумов прошлого года баррель подрожал более, чем на 80% и превысил отметку в $60. Эксперты уверены, что спекулятивный спрос быстро сдуется. «К концу третьего квартала 2009 года мы увидим избыток нефти. В частности, из-за того, что ОПЕК не сможет снизить добычу сырья. Например, в Саудовской Аравии вынуждены летом добывать нефть, чтобы получить попутный газ — для обеспечения растущего энергопотребления в этот период. Речь идет о кондиционерах, конечно. Поэтому к началу осени мы увидим в дополнении к низкому спросу на нефть в связи со слабой экономикой еще и избыток сырья на рынках. Не исключено поэтому, что нас ждет очередной обвал цен на нефть», — говорит Сергей Квартальнов.Теги: Цены на нефть | Даниэль Ергин | Джеймс Гамильтон