Рубрики
Статьи

«Viberi» Народный Лэндкрузер

«Viberi» Народный Лэндкрузер
«Viberi» Народный Лэндкрузер06.10Вернулся из командировки в Алма-Ату. Привез кое-какие частнофинансовые наблюдения о стране победившего кредитного риска.
Дорога из аэропорта, неширокая трасса – по два ряда в каждом направлении, с обеих сторон облеплена автосалонами. Самые разные марки: от бюджетных «рено» до спортивных «мерседесов». Салонов – тьма. Кроме узкоспециализированных дилеров во множестве представлены универсальные – торгующие всем подряд, не имеющие понятия о сегментации рынка. Я даже не знаю, с чем сравнить эту «аллею автосалонов». Все-таки это не парфюмерные магазины или бакалейные лавки, которые могут сконцентрироваться в старом квартале какого-нибудь городка и слыть частью его «особого колорита». Здесь никаких национальных особенностей: японские, китайские, корейские, европейские, американские машины в изобилии в традиционных форматах.
В Казахстане любят внедорожники. И если говорить о народном автомобиле применительно к Алма-Ате, то это, пожалуй, «лэндкрузер» (и необязательно «праворукий»). Их очень много, во всяком случае, в относительном измерении. Уж точно больше, чем «жигулей» и «волг» вместе взятых. За три дня пребывания в городе видел только три вазовские «классики» – столько же раз наблюдал «бэнтли». В отсутствие советских машин автопарк в целом выглядит презентабельнее, чем в российских городах-миллионниках, хотя европейской и японской рухляди здесь тоже хватает. Живут же люди?! Ну не знаю. Статистикой по обеспеченности транспортом населения не владею. Но казахстанские коллеги постарались объяснить феномен «народного лэндкрузера».
Во-первых, за неимением собственного автопрома и потребности в протекционизме иномарки стоят заметно дешевле, чем в России. В аэропорту (авто продаются даже там) стоял новенький «митсубиши» L200 за 3,5 млн тенге, это меньше 750 тыс. рублей. Неудивительно, что бизнес по перегону машин и из Японии, и из Европы чрезвычайно рентабелен – и почти также уважаем, как нефтяной.
Во-вторых, низкая угоняемость. Местные гаишники запустили какую-то волшебную информационную систему, которая сильно затрудняет нелегальный автооборот. Не знаю, в чем магия, но риск «угон» в тарифах по каско почти ничего «не весит», только «ущерб». Страховка в результате стоит всего 5–6% от стоимости машины. А в ставках по атокредитам отсутствует премия за криминальные риски (заложенный автомобиль, как мне объяснили, в Казахстане, в отличие от России, почти невозможно продать).
А кредитование развито сверх всякой меры. Это, в-третьих, и в главных. Изрядное количество тех же «лэндкрузеров», «лексусов» и даже «порше», не говоря уже о более скромных иномарках, покупается в кредит. Логика простая: если твой бизнес приносит 20% в год, а на машину можно занять под 10%, то зачем вынимать деньги из дела? Конкурентный банковский рынок, очень низкий для СНГ уровень инфляции, доступ к дешевому фондированию на Западе, – почему бы и не случиться кредитному буму? И он случился, причем сразу и в розничном, и в корпоративном сегментах.
Но прошлой осенью зимой «концепция поменялась» – дешевые деньги из-за границы поступать перестали, местные финансисты пришли в ужас – шутка ли, внешний долг по размерам почти сравнялся с ВВП, и все это – корпоративные заимствования. Всеобщего дефолта, однако, не случилось – государство накачало экономику деньгами. «Политика партии», как мне пояснили коллеги, выглядит примерно так: если частный банк попадает на грань дефолта, он обязан провести допэмиссию своих акций в пользу государства в обмен на финансирование. Но что потом делать с этим госдобром, пока не очень понятно. Одновременно создаются некие фонды, в которых аккумулируется залоговое имущество, дабы его единовременная реализация не обрушила цены. В основном фонды наполнены недвижимостью.
А она в стране дешевеет – за год почти на 50% по обычному жилью и на 20% – по элитному. «На рынке не осталось покупателей», – рассказывают коллеги. Естественно – ипотека-то свернулась. А $1000–1200 за квадратный метр старого и малоудобного жилья – цена не слишком доступная по здешним меркам.
Виллы по дороге в Медео, однако, строятся и поныне. В местном элитном поселке цена иных коттеджей, если верить гиду, переваливает за $5 млн. Раньше, говорит он, на этих землях были яблоневые сады, которые по легенде еще в незапамятные времена дали имя городу (Алма-Ата в переводе – Отец яблока). «Жалко, наверное, вырубленный сад?», – поинтересовался один из моих соотечественников. «Жалко, конечно, – отозвался сопровождающий. – Но вы посмотрите, какие дома красивые!». Удивительно толерантное отношение к чужому богатству.