Рубрики
Статьи

«Viberi» Нацпроект Уго Чавеса

«Viberi» Нацпроект Уго Чавеса
«Viberi» Нацпроект Уго ЧавесаВ своей речи, произнесенной на церемонии присяги, венесуэльский лидер недвусмысленно дал понять: все, что творилось в стране до сих пор, было только началом. Настал момент двигаться от «переходной фазы», как назвал ее в своей речи президент, к «новой эре, Боливарскому проекту – 2007–2021». Под этим революционным названием последователь и друг Фиделя Кастро подразумевает практически полную национализацию экономики. Под опеку государства будут возвращены ранее приватизированные компании в ключевых отраслях. Причем в их число Уго Чавес решил включить телекоммуникации, электроэнергетику, а также СМИ. Правительство отказывается продлевать лицензию оппозиционной телекомпании RCTV, несмотря на жесткую критику мирового сообщества. Кроме того, по решению президента, независимость потеряет Центральный банк Венесуэлы, ставший, по его мнению, «орудием неолиберализма».
Новый этап реформы – вполне в духе Уго Чавеса, успешно эксплуатирующего в своей стране образ благородного борца с кознями «дяди Сэма». По меньшей мере две американские компании пострадают в результате очередных решений – AES, владеющая электроэнергетической Electricidad de Caracas стоимостью $1,9 млрд, и Verizon, которой принадлежит доля в венесуэльской телекоммуникационной CANTV, оценивающаяся в $3,5 млрд. Вашингтон мало что может сделать для защиты интересов американского бизнеса. У Уго Чавеса есть сильное оружие: поставки из Венесуэлы составляют 11% всего импорта нефти в США.
Нефтяная промышленность также не осталась без очередной порции президентской заботы. Она была национализирована еще до прихода к власти Уго Чавеса. Но именно он поставил в полную зависимость от правительства нефтегазовый концерн Petroleos de Venezuela, полностью сменив менеджмент. На долю этой компании приходится 80% экспортной прибыли Венесуэлы, около трети ее ВВП и 50% государственных доходов. Теперь PdVSA ежегодно отчисляет миллиарды в специальный фонд развития на финансирование инфраструктуры, а также $2–3 млрд дополнительно на социальные программы.
Но и этого Уго Чавесу показалось мало. На этот раз он объявил о намерении получить контроль над четырьмя нефтяными проектами с участием иностранных компаний, каждый из которых оценивается примерно в $5 млрд. Ранее правительству Венесуэлы принадлежали лишь небольшие пакеты акций совместных предприятий с американскими ExxonMobil, ConocoPhillips, Chevron, французской Total, британской BP и норвежской Statoil. Всего в рамках этих проектов ведется добыча 600 тыс. баррелей нефти в день, что составляет около 18% суммарного объема производства в стране. Если учесть, что Венесуэла является пятым по величине экспортером в мире, то политические риски для потребителей «черного золота» заметно возрастают.
Надежды на спасение Венесуэлы от социалистического «рая» не остается никакой – после восьми лет правления Уго Чавес жестко контролирует каждый элемент правительственной структуры. Дальнейшие шаги по пути национализации означают не только уход инвесторов, но и возрастание зависимости благосостояния страны от нефтяного экспорта. На практике в результате такой политики Венесуэла уже третий год подряд показывает экономический рост выше 10%. Однако ясно, что высокие цены на нефть невечны. Впрочем, народ доволен своим президентом, даже несмотря на инфляцию в 17% в прошлом году. Венесуэльскую бедноту мало волнуют такие события, как обвал индекса фондовой биржи на 18%, происшедший после обнародования новых социалистических идей Уго Чавеса.