«Viberi» На чужих ошибках
«Viberi» На чужих ошибкахРоссийский рынок переносит последствия мировых колебаний достаточно спокойно. Болезненным кризис ликвидности стал для тех банков, бизнес которых сильно зависел от зарубежных заимствований: им пришлось на некоторое время затормозить выдачу ссуд. Но паниковать и посыпать голову пеплом никто не стал – ситуация на рынке вполне управляемая», – предварил выступление представителя Номос-банка президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков.
Директор департамента операций на финансовых рынках Номоса-банка Василий Федоров разделяет это мнение: «Кризис на этот раз происходит не в России, а на Западе, что не может не радовать. ЦБ держит ситуацию под контролем, и поводов для особого беспокойства я не вижу». Регулятор расширил с 24 до 59 список эмитентов, ценные бумаги которых принимаются в качестве обеспечения по сделкам репо. Кроме того, был снижен размер отчислений в фонд обязательного резервирования. По мнению Анатолия Аксакова, эти меры позволили, насколько возможно, прикрыть уязвимые места российского банковского сектора.
В Агентстве социально-экономических программ (АСЭП) придерживаются иной точки зрения: «ЦБ фактически занялся латанием дыр». Действия регулятора были направлены на «тушение пожара» и с трудом могут быть признаны радикальными шагами, повышающими устойчивость кредитных организаций в долгосрочном плане, отмечают специалисты агентства. «К примеру, расширение ломбардного списка – более чем странное нововведение. В условиях кризиса нужно избавляться от некачественных активов и, значит, сокращать число эмитентов, бумаги которых могут быть признаны доброкачественными. Из этого принципа исходит современная практика риск-менеджмента», – добавляют эксперты АСЭП. Расширение списка, по их мнению, – это попытка перераспределения рисков среди большего числа эмитентов, основанная на привычном для России принципе «авось пронесет».
Василий Федоров считает меры ЦБ вполне адекватными, но дальнейшее снижение требований к качеству эмитентов, бумаги которых могут входить в ломбардный список, по его мнению, не нужно: «Дело Банка России – предоставлять ликвидность, а не спасать спекулянтов». В следующем году ситуация с ликвидностью потеряет свою нынешнюю остроту, прогнозирует Василий Федоров: «Российская банковская система продолжает развиваться, растет уровень риск-менеджмента в кредитных организациях, кроме того, мы имеем возможность учиться на чужих ошибках». Оптимистично настроен и Анатолий Аксаков: «Думаю, уже месяца через три мы с кризисом ликвидности попрощаемся».
В целом, отмечают эксперты, кризис стал хорошей «прививкой» для российских банков. Он заставил осознать, что стремительный рост кредитного портфеля «без оглядки» на его качество вряд ли приведет к успеху – тем более «сливки» уже сняты, а ставки снижаются. При этом необходимо не только улучшать систему управления рисками, но и диверсифицировать ресурсную базу. Если подпитывать бизнес преимущественно на Западе, можно сильно обжечься.
Рубрики