Рубрики
Статьи

«Viberi» На абордаж!

«Viberi» На абордаж!
«Viberi» На абордаж!Времена морских пиратов давно ушли в прошлое. Тем не менее любой инвестор может себя почувствовать одноногим Джоном Сильвером (или, если угодно, Джеком Воробьем), если возьмет в качестве «добычи» акции морских пароходств. И что же представляет собой эта «добыча»? На морской флот приходится около 62% всех грузоперевозок. Это более 40 тысяч судов общим дедвейтом 900 млн тонн. Россия занимает пятое место в Европе и входит в десятку ведущих стран мира по объему морской внешней торговли. Доля морского транспорта во внутренних грузоперевозках составляет около 1%, однако во внешнеторговом грузообороте России он обеспечивает более 60% перевозок. Почему наблюдаются столь существенные отличия? Внутри страны выгоднее и эффективнее перевозить грузы по железной дороге или использовать трубопроводы.
Новороссийское («Новошип») и Дальневосточное (ДВМП) морские пароходства вместе с «Совкомфлотом» образуют лидирующую тройку на рынке российских морских перевозок. Несмотря на работу в одной отрасли, у каждой из компаний собственный путь развития.
Два вектора. ДВМП активно растет, причем как вверх, так и вширь. Речь не только о существенном увеличении финансовых показателей, но и о выходе на новые для компании рынки. Пароходство постепенно превращается в холдинг, который занимается не только морскими, но и сухопутными перевозками грузов. Во втором полугодии 2006 года ДВМП купило 50% Национальной контейнерной компании и 50% железнодорожного оператора «Трансгарант» за $360 млн. И уже в этом году пароходство приобрело оставшуюся долю в «Трансгаранте». Новые активы преобразуют ДВМП в интегрированного перевозчика. По мнению аналитиков, холдинг вышел в новые для себя сферы перевозок в очень хороший момент – контейнеризация российского рынка ниже, чем в среднем в мире, а темпы роста при этом гораздо выше – от 20 до 40% в год в течение ближайших пяти лет.
И не так давно ДВМП сделало очередную покупку. Холдинг фактически стал владельцем 95% акций Владивостокского морского торгового порта. На первом этапе ДВМП заплатил $90 млн за 50% в ООО «М-Порт», которое владеет этим пакетом, а через три года получит вторую половину в этой фирме, которая будет оплачена либо деньгами, либо акциями транспортного холдинга.
В отличие от «поглотителя» ДВМП «Новошипу» уготована роль «поглощаемого». Государство решило объединить два подконтрольных пароходства, присоединив «Новошип» к «Совкомфлоту». После слияния активы объединенной компании составят $4,6 млрд, чистые активы – $2,3 млрд, объем продаж – более $1 млрд, капитализация, по оценкам аналитиков, превысит $5 млрд. При этом новый холдинг сможет занять пятое место в мире по дедвейту флота. Помимо синергетического эффекта и дополнения бизнеса двух компаний в числе плюсов можно отметить и возможность поглощения иностранных конкурентов. По словам топ-менеджеров пароходств, речь идет о 2009–2010 годах, когда ожидается падение мировых фрахтовых ставок.
С баржой на биржу. После завершения процесса передачи «Совкомфлоту» акций «Новошипа» в декабре этого года чиновники могут принять решение о размещении акций холдинга на фондовом рынке, но сначала не исключен перевод объединяющихся компаний на единую акцию в 2008 году.
Собирается на IPO и ДВМП, в ходе размещения компания надеется привлечь $150–200 млн. Правда, процесс изрядно затянулся. Сначала IPO планировалось на осень 2006 года, затем его отложили до 2007 года, а сейчас и вовсе перенесли на вторую половину 2008-го. В чем причина? Во-первых приобретенные активы еще не нашли отражения в финансовой отчетности ДВМП. Во-вторых, у иностранных инвесторов остаются, пусть и небольшие, опасения по поводу смены власти в России. Впрочем, время играет на пользу ДВМП. Возможно, к размещению холдинг полностью завершит интеграцию купленных активов и будет оценен инвестором как мультимодальный перевозчик, способный перевозить грузы различными видами транспорта.
Аналитики полагают, что акции и ДВМП, и «Новошипа» могут быть выгодным вложением в долгосрочной перспективе. Конечный выбор предстоит сделать инвестору: выбрать пароходство с государственным или частным участием. Но не стоит забывать и о минусах каждой из компаний. У «Новошипа» – неясные перспективы для миноритарных акционеров в связи с поглощением пароходства «Совкомфлотом». В случае с ДВМП многое зависит от топ-менеджмента: удастся ли им с пользой интегрировать купленные активы.
КОММЕНТАРИЙ ТОПАЮрий Гильц, первый заместитель гендиректора по экономике и финансам ОАО ДВМП:– Рост результатов компании будет достигаться как за счет органического роста показателей дивизионов, так и за счет отражения деятельности приобретенных компаний. Мы планируем 30%-й рост выручки до $800 млн по итогам 2007 года, и как минимум удвоение EBITDA по сравнению с 2006 годом до уровня $230 млн. Наибольший рост наблюдается в сегменте интермодальных перевозок. Снижения операций в других дивизионах не ожидаем, но показатели судоходного сегмента будут примерно на уровне 2006 года. Основная цель для компании – сохранить и еще более упрочить свои позиции лидера контейнерного рынка в России.
Сергей Терехин, президент ОАО «Новошип»:– Доход пароходства за январь – июнь увеличился на 22% до $317 млн. Рост выручки связан с корпоративными приобретениями, вводом в эксплуатацию новых танкеров, повышением фрахтовых ставок, а также рациональным использованием флота на условиях тайм-чартера и спота на основе перспектив развития фрахтового рынка. В дальнейшем мы также ожидаем позитивной динамики и роста.
Компания: ОАО «ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ МОРСКОЕ ПАРОХОДСТВО»Специализация: Транспортные услуги
Основные акционеры: 64% – группа «Промышленные инвесторы», 12% – бывшие владельцы «Трансгаранта», 10% – East Capital
Председатель правления: Евгений Амбросов
Площадки: РТС, ММВБ
Капитализация на 03.10.07: $2,3 млрд
Количество акций: 2,4 млрд
Выручка: $457 млн
Чистая прибыль: $69 млн
SWOT-анализ: Дальневосточное морское пароходствоПреимущества:• стабильное положение в отрасли
• успешная команда топ-менеджеров
• открытость для инвесторов
• благоприятная рыночная конъюнктура и высокий уровень фрахтовых ставок
Возможности:• создание мультимодальной транспортной компании
• рост рентабельности контейнерных перевозок
• стабильный рост международного торгового оборота
Недостатки:• компании холдинга недостаточно интегрированы
• большие капитальные расходы
Угрозы:• высокая стоимость обновления флота
• рост конкуренции, вызванный бумом на судостроительном рынке
• замедление темпов роста мировой экономики
Компания: ОАО «НОВОРОССИЙСКОЕ МОРСКОЕ ПАРОХОДСТВО»Специализация: Морские перевозки
Основные акционеры: 50,3% – Росимущество, 20,1% – Intrigue Shipping Inc
Председатель правления: Сергей Терехин
Площадки: РТС, ММВБ
Капитализация: $1,0 млрд
Количество акций: 376 млн
Выручка: $561 млн
Чистая прибыль: $181 млн
SWOT-анализ: Новороссийское морское пароходствоПреимущества:• опережающий рост в сравнении с рынком
• высокая рентабельность
• контролирующий акционер – государство
Возможности:• покупка международного игрока и доминантное закрепление на мировом рынке
• доступ к дешевым кредитным ресурсам
• рост уровня корпоративного управления
Недостатки:• большие капитальные расходы
Угрозы:• высокая стоимость обновления флота
• неблагоприятные условия слияния с «Совкомфлотом»
• снижение фрахтовых ставок
Рекомендации аналитиковИнвестиционная компания/банкДВМП«Новошип»Целевая цена акции, $Потенциал роста/снижения, %РекомендацияЦелевая цена акции, $ Потенциал роста/снижения, %РекомендацияUBS0,77–20ПокупатьАнтанта-Капитал0,82–15Держать3,1422ПокупатьБрокеркредитсервис0,32–67Продавать2,52–2ДержатьПроспект0,960ПокупатьПересмотрДержатьРенессанс Капитал1,1116Покупать3,4635ПокупатьКонсенсус-прогноз0,80–17Продавать3,0418ПокупатьЦена на 04.10.070,962,57ПРОГНОЗЫОльга Тычкова, аналитик «Проспекта»:ДВМП Пароходство реализует программу по пополнению и модернизации флота, строит на своей основе интермодальную транспортно-логистическую компанию. У ДВМП очень хорошие перспективы дальнейшего развития. Я полагаю, что динамичный рост основных производственных и финансовых показателей компании продолжится. Покупать«Новошип» Проходящий процесс объединения двух государственных морских пароходств может быть не слишком выгоден для миноритарных акционеров «Новошипа». Есть вероятность, что большинство финансовых потоков будет сосредоточено в материнской компании в ущерб «дочке». ДержатьЭдуард Фаритов, аналитик «Ренессанс Капитала»:ДВМП В акциях компании заложены большие ожидания роста. Стратегия компании похожа на то, что делают крупные игроки, например Maersk. Они стремятся предоставлять мультимодальные транспортные услуги «от двери до двери» и это довольно успешная стратегия. Покупать«Новошип» Компания показывает высокие результаты в части выручки и прибыли и демонстрирует устойчивость в условиях волатильного рынка морских перевозок при хороших фундаментальных показателях. По этой причине бумаги компании являются привлекательной инвестиционной возможностью. Покупать