Рубрики
Статьи

Музыка богатого всегда приятна

Музыка богатого всегда приятна
Музыка богатого всегда приятнаВ России фламандская живопись периода второй половины XVI — начала XVII веков не редкость. «Доподлинно известно, что у нас около трех десятков коллекционеров, серьезно увлеченных этим направлением. Есть среди них и очень известные люди», — говорит президент компании «Артэквар» Григорий Бальцер. Два полотна Рубенса, также относящегося к фламандской школе, например, есть в коллекции предпринимателя Владимира Логвиненко — это «кабинетные» картины «Союз земли и воды» и «Поклонение пастухов». А Газпромбанк выступил спонсором выставки в Государственном историческом музее, где представлено собрание французской галереи De Jonckheere: картины Питера Брейгеля-младшего и еще 15 живописцев той же эпохи, среди которых Босхарт Амброзиус, Говартс Абрахам, Абель Гример, Ян Ван Кессель. «Эта выставка дает возможность узнать историю, причем не только живописи, но и банковского дела — о его зарождении повествуют некоторые картины: показаны валютно-обменные, налоговые и торговые операции», — объясняет позицию банка его первый вице-президент и член правления Ольга Дадашева. Речь идет о картинах Питера Брейгеля-младшего «Каждый продавец хвалит свой товар» и «Взыскание налога» 1610 и 1618 годов соответственно, а также о работе Маринуса Ван Риммерсваля «Менялы» 1540 года.
Интерес русских к фламандцам вполне объясним: искусствоведами хорошо изучено это направление — есть информация не только об истории написания самих картин, но и об их перемещениях по миру, от одного коллекционера к другому. Это нередко повышает стоимость картины, подтверждая ее качество, и полностью снимает риски. Так, одно из полотен французской галереи De Jonckheere принадлежало некогда президенту Франции Франсуа Миттерану. Страховая стоимость коллекции фламандцев этой галереи составляет около 30 млн евро, а предварительные цены на картины колеблются от 200 тыс. до 3 млн евро. Самые дорогие из них — полотна кисти Питера Брейгеля-младшего, их стоимость — 1-3 млн евро. Рекордная цена аукционной продажи работы великого фламандца — 8 млн евро. За последнее десятилетие его картины подорожали в несколько раз. Так, например, работа 1610 года «Ловушка для птиц» еще 10 лет назад оценивалась в 300 тыс. евро, а сегодня — в 2 млн евро. Прошлогодние торги, в том числе Sotheby’s и Christie’s, показывают, что спрос на его работы очень высок — выставленные на аукционы картины уходили по цене на 50-70% выше эстимейта.
Но, несмотря на то, что русские коллекционеры и инвесторы проявляют огромный интерес к полотнам старых фламандцев, в России нет ни одной галереи, специализирующейся на этом направлении. В Европе же всего три салона — крупных специалиста по фламандской живописи: De Jonckheere во Франции, The Norton Gallery, Green и Feigen Aaron Gallery (коллекция полотен Рубенса) в Англии. Подписных работ Питера Брейгеля-младшего более тысячи, но на открытом рынке полотна появляются редко. На предстоящих сентябрьских торгах Christie’s будет выставлено около 10 лотов, имеющих отношение к фламандской живописи, но по-настоящему крупных лотов пока не ожидается, расставаться с золотоносной жилой коллекционеры не спешат. По словам специалистов, переплатить за фламандцев сейчас невозможно — практически любая цена окупится, особенно если лот уйдет через крупный аукцион.
Одна из самых известных работ Питера Брейгеля-младшего «Музыка богатого всегда приятна». Изобразив пышно одетого господина, сидящего на кости и играющего на музыкальном инструменте из челюсти, автор показал свое отношение к богатству, обличив его бесчестную сущность. Однако коллекционерам и инвесторам во фламандское искусство эта точка зрения едва ли близка — увлечение этим направлением требует очень солидного стартового капитала. Коллекция галереи De Jonckheere вскоре будет выставлена на продажу, российские инвесторы также смогут приобрести эти работы — посильное содействие им в рамках программы «Арбанкинг» (финансовое сопровождение инвестиций в предметы искусства) обещают оказать организаторы и их партнеры.