«Viberi» Модем – двигатель прогресса
«Viberi» Модем – двигатель прогрессаНаселение Центральной части России иВ городов-миллионников становится все более требовательным к интернет-доступу. В«Люди хотят просматривать фотографии женщин и автомобилей с все большим разрешениемВ», – шутит ведущий аналитик Mobile Research Эльдар Муртазин. Однако появилась прослойка пользователей, которая приносит удобство вВ жертву скорости. Удобство, которое обеспечивает беспроводной доступ. В России услуга предоставляется сотовыми операторами, которые торгуют 3G-модемами для ноутбуков. Объем интернет-трафика, проходящий через телефоны, несущественен. В Москве, где В«третье поколениеВ» радиосвязи пока пребывает в зачаточном состоянии, царит WiMAX от В«СкартелаВ» (брэнд Yota) и немного от В«Комстар-ОТСВ», а также CDMA от В«Скай ЛинкаВ». Всего в России, по оценке J’son & Partners Consulting, по итогам 2009 года было 4,39 млн пользователей беспроводного интернета (без учета телефонов с поддержкой 3G).Столичные привилегии. Жители Москвы, как всегда, оказались в выгодном положении по отношению ко всей стране: стоимость мегабайта от WiMAX ниже 3G. Но поскольку широкополосные операторы ориентированы на безлимитный доступ, то их тарифы выше, чем у В«Большой тройкиВ». В результате WiMAX-операторы получают больший ежемесячный доход с абонента (ARPU). Правда, 3G заставляет идти на уступки. В«После выхода В«Большой тройкиВ» с услугами 3G месячный счет пользователя несколько снизился в связи с выводом на рынок более дешевых тарифов. На сегодня ARPU абонента на интернет-тарифах составляет 674 рубляВ», – рассказывает Юрий Хромов, заместитель генерального директора В«Скай ЛинкаВ». По данным оператора В«Комстар-ОТСВ», его пользователи в среднем тратят на услугу WiMAX от 300 до 500 рублей в месяц.По оценкам J’son & Partners Consulting, абонентская база мобильного WiMAX за 2009 год выросла сВ 8 тыс. человек до 300 тыс. Фиксированный WiMAX (предусматривает подключение в радиусе действия определенной базовой станции, а при перемещении из одной зоны в другую связь разрывается и устанавливается заново) менее перспективен. Число его поклонников росло гораздо медленнее рынка – на 20% до 88,7 тыс. абонентов. Будущее явно за мобильным WiMAX (стандарт IEEE 802.16e-2005). В«У российских операторов есть шанс сократить отрыв от конкурентов на мировом рынке иВ обеспечить населению доступ к услугам на качественно новом уровне, – считает Юрий Хромов. – Но только если регулятором будет принято решение о применении принципа технологической нейтральности (пока регулятор считает, что четвертое поколение сетей связи должно работать на отечественном оборудовании – В«Ф.В»), что позволит ускорить переход к LTEВ».Региональный вал. Производственные показатели операторов В«Большой тройкиВ» подтверждают прогнозы динамики спроса на передачу данных в 3G. В«За 2009 год общий трафик передачи данных в сетях В«МегафонаВ» вырос в 3,3 раза до 5,56 терабайт по сравнению с 2008 годом, – рассказывает руководитель департамента бизнес-коммуникаций оператора Роман Проколов. – Более 60% трафика в конце 2009 года передавалось по сетям 3GВ».Несмотря на лимитированную дороговизну интернета от сотовых операторов, модемы прекрасно раскупаются. Пользовательская ARPU (среднемесячная выручка от одного абонента), по оценкам J’son & Partners Consulting, снизилась в 2009 году на 14% до 500 рубВлей. В«Среди абонентов беспроводного интернета быстрее всего росло число пользователей USB-модемов сВ поддержкой 3G. За прошедший год оно утроилосьВ», – говорит Виталий Солонин, ведущий консультант аналитической компании. В«Доля трафика 3G через USB-модемы в среднем за 2009 год составила около 80% и имеет тенденцию к повышению при запуске безлимитных тарифных плановВ», – подтверждает директор по развитию продаж мобильного интернета В«ВымпелкомаВ» Игорь Пилюгин. У оператора на конец 2009 года оказалось более 1 млн активных пользователей USB-модемов, 3G-трафик через них возрос за 2009 год приблизительно в 3 раза.Только 13% российских интернет-абонентов В«ВымпелкомаВ» заходят в интернет через телефон, остальные предпочитают модемы. В«ТрубочникиВ» не желают тратиться на интернет. По оценкам J’son & Partners Consulting, их интернет-ARPU на порядок ниже: 50 рублей в месяц. Правда, эти расчеты делались с учетом всех активных sim-карт. Между тем интернет-доступом в сотовых сетях с телефонов пользуются не более четверти абонентов. Например, число активных пользователей мобильного интернет-доступа В«МегафонаВ» в начале 2010 года составляло 12 млн человек c ARPU 320 рублей при общей абонентской базе в 51 млн. У МТС вЂ“ 15 млн иВ 69 млн соответственно. Чем дороже устройство, тем выше доход с абонента. В«Трафик пользователей iPhone после запуска сетей 3G вырастает в 5 разВ», – уточняет Игорь Пилюгин.Сетевой предел. И для широкополосного доступа, и для сотовой связи на первое место выходит пропускная способность. Заявленная скорость вряд ли может служить ориентиром. В«Лавинообразный рост трафика требует пересмотра архитектуры подсистемы пакетной коммутации мобильной сети, чтобы как можно меньшее количество элементов сети требовало расширения. То есть внедряются решения по оптимизации маршрутов прохождения трафика (Direct Tunnel, HSPA offload, GPRS Acceleration), – объясняет Игорь Пилюгин. – Во-вторых, требуется значительное расширение пакетной транспортной сети, обеспечивающей связь компонентов мобильной сети между собой и интернетомВ». А ведь число абонентов будет только расти: сейчас рынок находится на стартовых позициях и до точки насыщения еще годы. Больше всех инвестировать в сети в 2010 году намерены МТС. Общий объем капвложений компании на 2010 год составит 22–24% выручки, или $2,3–2,6 млрд. Деньги идут и на транспортную сеть, и на беспроводную составляющую. На втором месте В«МегафонВ» с инвестпрограммой в 50 млрд рублей. В«Мы занимаем треть рынка беспроводного интернета, – оценивает долю своей компании Роман Проколов. – И намерены стать лидерами в сегменте мобильного интернета иВ развитии сетей 3G в России. В 2010 году компания направит на развитие сетей третьего поколения более 25 млрд рублейВ». Отягощенный долгами В«ВымпелкомВ» в хвосте. Его капитальные затраты в 2010 году составят 15–18% выручки, или $1,4–1,7В млрд. В«На развитие сетей третьего поколения вВ России планируется пустить четверть от общего объема запланированных капвложенийВ», – говорит Игорь Пилюгин. Хотя именно у В«ВымпелкомаВ» отсутствует полноценное безлимитное предложение, а 1 Мб обходится в среднем в 5В рублей. Велика вероятность, что в 2010В году оператор будет сдавать позиции в пользу конкурентов. А В«Скай ЛинкВ» заявляет, что его сеть прекрасно держит нагрузку и сегодня не нуждается вВ масштабном инвестировании. В«Мы охватываем более 6В тыс. населенных пунктов, основные вложения были сделаны в предыдущие годы. Во всех регионах есть необходимый ресурс емкости сетиВ», – говорит Юрий Хромов. Оператор будет наращивать емкость по мере роста подключений и объемов трафика. В Основные тарифы на беспроводной интернет-доступ в МосквеОператорТарифСтоимость, руб./мес.ЛимитОриентир входной скорости, кбит/сСкартелYota Мини900Безлимитный500–1000Yota Макс500БезлимитныйYota День50 (в день)БезлимитныйСкай ЛинкПроще простого4,61 Мб в дневное время500–700Легкий интернет1–31 МбМиг 600750600 Мб250 Мб500250 Мб1000 Мб12001 Гб2000 Мб18002 Гб4000 Мб30004 ГбБезлимитный интернет2700БезлимитныйКоммуникатор199060 МбКомстарWiMAX S0,51 Мб3000WiMAX M0900,3 ГбWiMAX M13001 ГбWiMAX M370010 ГбМегафонМегафон-модем1404080–130Модем Плюс300100 МбМТСБезлимитный интернет900Безлимитный80–130Интернет-беспредел1900Безлимитныйi-Онлайнер14901 ГбОнлайнер2,351 МбВымпелкомВ рамках телефонных тарифов2,5–4,951 Мб80–130
Рубрики