Рубрики
Статьи

«Мобильники» доверительного управления

«Мобильники» доверительного управления
«Мобильники» доверительного управленияВ октябре средний убыток клиентов индексных фондов составил 6,5%, фондов акций — 5,0%, смешанных инвестиций — 2,5%. Естественно, после бурного продолжительного роста, когда только начинаешь верить в вечность прибыли, получить такой удар бывает очень тяжело. Поэтому часть пайщиков стремится уйти от убытков, пытаясь вовремя покинуть рискованный фонд, перейдя в ПИФ облигаций или выйдя в деньги. Однако получается это далеко не у всех (см. № 38). Остальные пьют валерьянку (в основном новички) или просто расстраиваются.
Третьего пайщикам ПИФов не дано. Согласно действующим нормативным актам ФСФР, фонды акций в течение минимум двух третей рабочих дней обязаны держать не менее половины портфеля в акциях, индексные — не менее 85% портфеля. Фондам смешанных инвестиций разрешается при желании переводить активы в облигации и таким образом страховаться от возможных убытков на падающем рынке. Однако, как показывает практика, этой возможностью пользуются далеко не все смешанные ПИФы.
В этом плане индивидуальные клиенты управляющих находятся в более удобном положении. Структуру их портфелей жестко никто не регламентирует, и в периоды падения рынка шансов сохранить полученную прибыль у них гораздо больше. Более того, на «медвежьем» рынке они могут даже зарабатывать. Правда, сами управляющие по-разному оценивают преимущества индивидуального доверительного управления (ИДУ) перед инвестициями в ПИФы.
#Гибкие портфели. «Если ПИФы в силу своей специфики практически напрямую коррелируют с индексом РТС, например, который является бенчмарком для акций, то в ИДУ профессионализм управляющего заключается в способности гибко реагировать на коррекцию рынка», — отмечает гендиректор УК «Никойл-сбережения» Наталия Сусленникова. В этой компании клиентам дают возможность не только диверсифицировать риски, но и получать доход вне зависимости от рыночной волатильности — не только на растущем, но и на падающем рынке. Как, например, и в компании «Регион ЭМ». По словам начальника отдела по работе с институциональными клиентами этой УК Сергея Малышева, в ИДУ могут использоваться индивидуальные стратегии, позволяющие не только защитить портфели от просадок, но и получать доход на падающем рынке: «ПИФы же обязаны поддерживать определенную структуру портфеля, то есть де-факто находиться большей частью в ценных бумагах независимо от того, падает рынок или растет. Таким образом, средства, переданные в ИДУ, более «мобильны» при инвестировании».
В свою очередь, к примеру, президент УК «Ренессанс Капитал» Андрей Мовчан считает, что единственным преимуществом индивидуального клиента является его возможность попросить управляющего временно выйти из активов, то есть продать все акции или поменять декларацию на более консервативную: «Паи ПИФа же можно только продать». С ним соглашается гендиректор УК «Атон-менеджмент» Евгений Зайцев: «Когда инвестору ПИФа страшно, он может проголосовать против фонда ногами, выкупив свой пай. Клиент же ИДУ может просто скорректировать стратегию управления вместе с управляющим под сиюминутные задачи».
Еще одно существенное преимущество индивидуального клиента перед коллективным — его психологический комфорт в такие сложные периоды, как тот, что наступил в октябре. По словам начальника отдела развития клиентских отношений УК «Капиталъ» Дмитрия Тарасова, пайщики ПИФа в большинстве своем преследуют спекулятивные цели, а клиенты ИДУ — инвестиционные. «Основное отличие в том, что клиенты ПИФа самостоятельно принимают решение о покупке и продаже, обмене паев, то есть риск принятия решения полностью берут на себя, — отмечает Дмитрий Тарасов. — Другими словами, клиент самостоятельно определяет структуру своего портфеля паев. Клиенты же ИДУ участвуют в процессе только на стадии разработки и утверждения инвестиционных программ управления их активами, где основная задача управляющего — понять и даже объяснить клиенту его цели. При ИДУ состав и структура портфеля определяется управляющим — он и несет риски инвестиционных решений».
#Строительство комфорта. В отличие от пайщика клиент ИДУ может не только сформировать персональный портфель в соответствии со своим индивидуальным соотношением «жадность/страх», но и заранее оговорить план экстренных действий и полномочия управляющего в периоды нестабильности рынка или его падения. В УК «Ренессанс Капитал» при заключении договора ИДУ оговаривается, на что ориентируется инвестор — на абсолютный доход или на успех относительно индекса (относительный доход). «В последнем случае вопрос отпадает, — говорит Андрей Мовчан. — В первом — проговаривается стратегия, защищающая от сильных колебаний. Это либо сбалансированный портфель с динамическим изменением долей или с долей акций, привязанной к достигнутому результату, либо специальный хедж. Оговаривается и право менеджера на «консервирование» — выход в деньги или консервативные инструменты при достижении определенных результатов либо в определенных условиях на рынке». По наблюдениям Андрея Мовчана, в 100% случаев в долгосрочной перспективе клиенты, ориентированные на относительный доход, получают лучшие результаты, чем «абсолютники».
Технически процедура разработки и утверждения стратегии выглядит довольно просто. По словам Сергея Малышева, предварительно заполняется анкета, в которой определяются предпочтения клиента. В соответствии с этим ему предлагаются варианты стратегий. Требования и пожелания инвестора в окончательно варианте фиксируются в инвестиционной декларации. В договоре с управляющим оговариваются самые разные нюансы. К примеру, в УК «Атон-менеджмент» заранее согласовывается «граница риска» каждого инвестора. «В этой связи в договор могут быть введены «границы падения», — поясняет Евгений Зайцев. — Так, например, условием договора может быть требование о переходе из акций в более «защитные» бумаги при падении рынка, например, на 20%. Что касается минувшего октября, то мы сократили долю акций в портфелях всего лишь на 10-15%, так как наши управляющие решили, что коррекция будет кратковременной, хотя глубокой и быстрой».
Некоторые управляющие предлагают своим клиентам еще более комфортные условия страхования инвестиций. «В соответствии с общемировой практикой мы, как правило, не гарантируем какого-либо уровня дохода или возврата основной суммы инвестиций. Но в ряде случаев для определенных категорий клиентов мы идем на это в силу специфики и конъюнктуры рынка, — говорит гендиректор УК «Проспект — Монтес Аури» Сергей Стукалов. — В исключительных случаях мы также готовы обсуждать стратегию ограничения убытков определенным количеством процентов».
Даже если у клиента вдруг возникает пожелание относительно собственного портфеля, не оговоренное в договоре или инвестиционной декларации, то, по словам Владимира Цупрова, оно может быть учтено персональным менеджером.
#Механизмы. Для сохранения полученной клиентом прибыли, а иногда и для получения дополнительного дохода управляющие используют несколько стандартных технологий. Но почти у каждого есть и свои личные наработки. К примеру, в УК «Никойл-сбережения» в условиях активно растущего индекса РТС и достижения его очередного исторического максимума управляющие применили пошаговую систему фиксирования прибыли. «Была выбрана точка отсчета, которую мы приняли за ноль, и при очередном увеличении индекса на условный процент мы фиксировали прибыль в своем пуле акций на тот же процент», — поясняет Наталия Сусленникова. К открытию коротких позиций, позволяющих зарабатывать на падении рынка, в компании относятся осторожно: «Мы считаем, что эту комплексную и рискованную стратегию целесообразно применять при системном кризисе, когда коррекция носит не технический характер (как в последнем случае на российском фондовом рынке), а представляет собой тренд — как в годы экономической рецессии, например, в США.
В УК Промстройбанка, по словам гендиректора компании Алексея Поповича, практикуют сбалансированную стратегию управления портфелем, в котором доля акций варьируется в зависимости от конъюнктуры рынка: «Устойчивый рост — максимальная доля акций (до 75%), падающий рынок — сокращение вплоть до нуля». По словам Сергея Стукалова, наиболее распространенными способами защиты от падения рынков являются выход из акций либо в деньги, либо в краткосрочные облигации: «Возможно использование опционных стратегий защиты, однако российский рынок производных инструментов находится в начальной стадии своего развития и не всегда позволяет решать поставленные задачи». В компании «КИТ Финанс» клиентам предлагают несколько вариантов. По словам директора департамента управления активами ИБ «КИТ Финанс» Владимира Цупрова, самые востребованные — это уменьшение доли акций до 60-70% и проведение спекулятивных операций, направленных на получение дохода вне зависимости от направления движения рынка: «В первом случае риск уменьшается за счет покупки облигаций, во втором случае снижается доходность на растущем рынке, но и минимизируются потери на падающем». В ряде компаний не скрывают, что их особо рисковые клиенты могут попробовать зарабатывать на падающем рынке. Игру на понижение акций, в частности, практикуют в УК «Регион ЭМ». По словам Сергея Малышева, она востребована инвесторами, хорошо представляющими себе риск подобных операций.
По словам Андрея Мовчана, сейчас очень популярны продукты «с гарантией возврата капитала»: «На самом деле они просто являются консервативными сбалансированными портфелями. Вообще есть закон инвестиций — чем больше риск, тем больше доход. Так что для снижения риска надо просто снижать аппетит».
#Квалифицированные инвесторы. Как отмечают управляющие, клиент ИДУ в большинстве своем грамотный и четко понимающий принципы инвестирования средств на фондовом рынке. Оттого и паникеров среди них немного. «Как правило, у нас не задерживаются клиенты, которые не понимают сути инвестирования и продуктов, которые они купили», — заявляет Андрей Мовчан.
Между тем Наталия Сусленникова делит индивидуальных инвесторов на молодых и достаточно продвинутых в плане опыта работы с услугой ИДУ: «Если клиент хочет воспользоваться этой услугой впервые, наша задача — грамотно определить его инвестиционный профиль (склонность и восприятие риска) и предупредить обо всех возможных рисках, связанных с такой «живой» структурой, как фондовый рынок. Персональный клиентский менеджер, закрепленный за каждым клиентом ИДУ, призван нивелировать его страхи, держа руку на пульсе и разъясняя наши действия, направленные на минимизацию возможных потерь на «плохом» рынке».
По словам Сергея Малышева, клиенты ИДУ компании «Регион ЭМ» вообще не реагируют на изменения рыночной конъюнктуры, так как за них это делает управляющий: «Они регулярно информируются о состоянии портфеля и действиях управляющего и могут оперативно влиять на ситуацию с помощью внесения изменений в инвестиционную декларацию».
Старший менеджер клиентов доверительного управления УК «Паллада ЭМ» Александр Токарев считает, что клиентов, решивших воспользоваться услугами управляющей компании по ИДУ, назвать новичками в инвестициях нельзя: «Как правило, это подготовленные, хорошо разбирающиеся в финансах и инвестиционных процессах люди и компании, инвестирующие временно свободные денежные средства в ценные бумаги. У них нет спекулятивных настроений, и они знают, что реальный доход может принести только долгосрочное инвестирование в ценные бумаги. Поэтому у таких клиентов паники не бывает, а сложные ситуации на рынке всегда можно обсудить со специалистами УК». По мнению Андрея Мовчана, самый разумный клиент — тот, кто не меряет результаты помесячно, а инвестирует в стратегии с годовой и более длиной: «С этой точки зрения ПИФ и ИДУ примерно эквивалентны».