Рубрики
Статьи

«Viberi» Многоликая экономика

«Viberi» Многоликая экономика
«Viberi» Многоликая экономикаВ 2005 году экономика Индии выросла на 8,1% и к 2010 году, по прогнозу Boston Consultancy Group, темпы достигнут 13,3%. А еще через 15 лет эксперты Всемирного банка прочат стране выход на третье место в мире по размеру ВВП после Китая и США.
В число основных статей индийского экспорта входят одновременно и продукция отсталого сельского хозяйства, и современные IT-разработки. Мощные, построенные в соответствии с новейшими научно-техническими достижениями машиностроительные заводы, металлургические комбинаты, химические предприятия уживаются с примитивной кустарной промышленностью «на дому». Это новое лицо старой Индии, страны контрастов.
Сегодня Индия – крупнейший производитель и поставщик программного обеспечения на мировой рынок. Главный потребитель – США, на их долю приходится 70% индийского экспорта IT-продуктов. Мировые лидеры по производству софта и компьютерного «железа» один за другим инвестируют в индийскую экономику. Intel в прошлом году объявила о вложении более $1 млрд, а IBM в ближайшие три года инвестирует $6 млрд. Не остались в стороне Microsoft, Novell, Oracle, Dell, Lenovo, Adobe, Computer Associates и Google. Кроме того, многие иностранные компании (в том числе финансовые) стали выносить в Индию свои call-центры, а также подразделения, занимающиеся исследованиями и разработками. Впрочем, страна интересна не только для IT-бизнеса. Например, Индия поставляет сложные компоненты таким автоконцернам, как Volvo, Ford Motor и DaimlerChrysler.
Важным конкурентным преимуществом стала недорогая, но квалифицированная англоговорящая рабочая сила. В 80–90-е годы правительство реформировало систему образования, попытавшись обеспечить к ней доступ беднякам. В результате Индия занимает второе место в мире по количеству высших учебных заведений: в стране более 300 университетов и 15 тыс. колледжей. К тому же образование по британскому образцу в Индии обходится в 2–3 раза дешевле. Каждый индус мечтает получить достойное образование и готов трудиться ради этого днями и ночами. Но предложение знаний явно не поспевает за спросом. Частные школы, которые посещает половина детей в Индии, часто оказываются без учителей. А более половины женщин неграмотны: эмансипация пока не одержала верх над традиционным отношением к представительнице прекрасного пола и ее главное жизненное предназначение – хранить домашний очаг.
В богатстве и бедности. Индийские «белые воротнички» стали основой среднего класса, обеспечивающего рост внутреннего рынка. 61% ВВП Индии сформирован за счет потребления – новая образованная элита наслаждается прелестями обеспеченной жизни. Но расслоение населения по доходам остается серьезной проблемой: почти четверть населения живет за чертой бедности. Безработица достигла 8,9% в 2005 году. 260 млн человек живут менее чем на доллар в день. Некоторые регионы страны, которым не повезло оказаться в поле зрения иностранных инвесторов или стать особыми экономическими зонами, по уровню жизни близки к беднейшим странам юга Африки. Но даже беднякам приходится платить за медицинское обслуживание. О здоровье ребенка индус идет помолиться тысячерукому Шиве, поскольку у государства до здравоохранения руки не доходят. Выделяемые правительством средства на его развитие ничтожно малы.
При этом Индия является одним из мировых лидеров в производстве фармацевтических товаров. Это пятая по величине статья экспорта, составляющая 5% его общей стоимости. Индийская продукция по качеству зачастую не уступает европейским аналогам, а по цене значительно ниже. Интересен и тот факт, что Индия является единственной страной, имеющей официальный мандат Международного бюро по контролю за наркотиками (INCB) на экспорт опиума-сырца и производство морфия традиционным способом. Это, безусловно, дает ей дополнительные конкурентные преимущества. Однако и здесь не все так гладко. В последние годы участились случаи производства контрафактных лекарств. Европа и США стали вводить против индийских подделок дополнительные защитные меры, но от них пострадали и добросовестные производители. Обеспокоилась таким положением дел и сама Индия: за производство и распространение поддельных лекарственных препаратов вместо тюремного заключения может быть введена смертная казнь. Снова Индия поражает контрастом – высочайшие технологии уживаются с абсолютно средневековыми методами искоренения преступности.
Одеть весь мир. Текстиль остается второй статьей экспорта Индии: на него приходится 15% от суммарной стоимости. Согласно прогнозу профильного министерства, к 2010 году объем производства в этой отрасли может составить $85 млрд. На рынки США и Европы под лейблом made in India в основном поступает одежда из хлопка, который выращивается в больших количествах и при низких издержках. Однако в последнее время инвестиции направляются в разработку продукции с более высокой добавленной стоимостью, например тканей с улучшенными теплоизоляционными и антимикробными свойствами. Подобные вложения – последняя надежда Индии выиграть схватку с Китаем.
Обе страны – реальные претенденты на звание мировой пошивочной мастерской. Сейчас Индия пользуется временными конкурентными преимуществами. В прошлом году США и ЕС отменили квоты на поставку текстиля из обеих стран. Китай тут же принялся заваливать рынки дешевой одеждой, и страны-потребители поспешили исправить ошибку. В результате после длительных и трудных переговоров они вынудили Пекин установить ограничения на наращивание экспорта в Америку и Европу. Индусы не преминули воспользоваться этим и вырвали у вечных соперников пальму первенства. Экспорт Индии достиг 13% всех поставок в США и ЕС против 9% у Китая. До 2008 года, когда все ограничения на импорт китайских текстильных товаров все-таки планируется отменить, у Индии есть время. Чтобы его не терять, правительство Индии приступило к созданию 25 текстильных парков.
Груз прошлого. Сомнения в том, что индийское экономическое чудо – не мираж, возникают, если взглянуть на аграрный сектор и инфраструктуру. Продовольствие и сельскохозяйственные товары – третья статья экспорта страны, в секторе занято 60% ее населения. Трудно поверить, но в XXI веке индийские земледельцы все еще полагаются на волю сил природы. Урожай напрямую зависит от интенсивности ежегодных муссонных дождей. Уровень механизации остается низким. Из-за отсутствия хранилищ для готовой продукции фермеры вынуждены терпеть дополнительные убытки. Зато пестициды они нередко используют сверх всяких норм.
Что касается инфраструктуры, то ее недоразвитость в обозримом будущем останется главным ограничителем экономического роста. Особенно плохи дела в беднейших штатах. В некоторых индийских городах воду подают всего несколько часов в день. Другая проблема – дефицит электроэнергии и хронические перебои с ее поставкой в крупнейших промышленных центрах. Индия сильно зависит от поставок энергосырья из-за рубежа: 70% потребностей в нефти покрываются за счет импорта. Это приводит к тому, что даже при возрастающем экспорте услуг дефицит внешнеторгового баланса неуклонно растет. В этом году отрицательное сальдо счета текущих операций составит более 3% ВВП. Поэтому правительство страны делает большую ставку на атом, один за другим объявляя тендеры на строительство атомных станций и заводов по переработке урана. Традиционно важным партнером в этой сфере остается Россия. Так, в сентябре «Силовые машины» и компания BHEL (Bharat Heavy Electricals) подписали контракт о модернизации индийской атомной станции.
Еще одна ложка дегтя – строгое трудовое законодательство и зарегулированность некоторых сфер индийской экономики. Отдельные отрасли все еще остаются полностью закрытыми для иностранных инвестиций. В частности, такие гиганты, как Wal-Mart, ждут не дождутся допуска в местную розничную торговлю. Но правительство Индии не торопится: 97% рынка занимают маленькие семейные магазинчики. Очевидно, что, если иностранные гиганты придут в розницу, они тут же сметут семейный бизнес. А это тысячи рабочих мест и избирателей.
ТЕНДЕНЦИЯ: Индия раскошеливаетсяВ прошлом году иностранные инвесторы вложили в индийскую экономику $7 млрд: на 21% больше, чем в предыдущем.
Акции 18 индийских компаний котируются на Лондонской фондовой бирже. Причем LSE допускает их листинг на основании финансовых отчетов, составленных в соответствии с индийскими стандартами. Но интересно и другое. Крупный бизнес из Индии сам начинает играть все более заметную роль на мировом рынке капитала. Объем сделок по приобретению им иностранных компаний – в основном американских и британских – в 2005 году вырос в шесть раз до $740 млн. И уже сейчас очевидно, что по итогам 2006 года цифра может быть на порядок выше. У индийских компаний появились деньги на большую игру. Недавно Tata Steel, входящая в холдинг Tata Group, решила купить одну из крупнейших сталелитейных компаний мира – британскую Corus. В случае завершения сделки на $7,6 млрд Tata Steel переместится на пятое место в отраслевом рейтинге. Это будет крупнейшее в истории Индии поглощение иностранной компании. Примечательно, что когда-то холдинг Tata Group был пионером в развитии индийской IT-индустрии.
Кстати, человек, ставший самой узнаваемой персоной среди индийских бизнесменов, тоже представитель сталелитейной промышленности. Лакшми Миттал, слив в этом году свою компанию с люксембургской Arcelor за $34 млрд, явил миру нового лидера отрасли.