Рубрики
Статьи

«Viberi» Михаил Ходорковский: «Сильного взлета цен мы не увидим»

«Viberi» Михаил Ходорковский: «Сильного взлета цен мы не увидим»
«Сильного взлета цен мы не увидим»- Что произойдет с мировыми ценами на нефть в случае начала военной операции в Ираке? Как долго может продлиться процесс восстановления экономики страны?
— Сильного взлета цен мы не увидим. Запасы нефти в странах-потребителях существенно увеличены, они достаточны для поддержания потребностей экономики в энергоресурсах на приемлемом уровне. Восстановление же экономики Ирака после завершения операции пойдет в зависимости от сценария, разработанного новым иракским правительством. Если будет принят традиционный для арабских стран сценарий, когда существует национальная нефтяная компания, а зарубежные используются как подрядчики, то возвращение Ирака на мировой рынок будет происходить в течение трех лет. Цены в какой-то момент могут опуститься до $16 за баррель и восстановятся до приемлемой отметки (скажем, $18) лишь к началу 2006 года. Если же правительство Ирака пойдет по пути предоставления концессий международным компаниям, то восстановление экономики пойдет быстрее. В этом случае падение цен на нефть может быть глубже, но период падения — более коротким. «ЮКОС» на этот год заложил в свои расчеты цену в $21 за баррель. В российском бюджете, кстати, фигурирует та же цифра.
— Какой, на ваш взгляд, должна быть позиция России в отношении политики нефтяных цен, которую собираются проводить страны ОПЕК в случае начала военных действий в районе Персидского залива?
— Это достаточно острый вопрос для России. Мы не отказываемся от обсуждений вопросов с ОПЕК. Но с учетом наших обязательств перед партнерами не можем пойти, например, на краткосрочные сокращения, которые может предложить ОПЕК. Мы выступаем за бо’льшую предсказуемость цен на нефтяном рынке. Для нас очень важно знать, сколько мы будем добывать нефти, сколько поставлять на экспорт. Возможно, нам стоит несколько скорректировать свои позиции с ОПЕК, чтобы спрогнозировать более точно поведение цен на рынке.
— Что бы ни произошло с ценами на нефть, Россия была и остается одним из ведущих игроков на мировом рынке энергоресурсов. Как вы оцениваете перспективы российских нефтяных компаний в глобальной экономике, в которой за последние несколько лет наметился очевидный спад?
— Надо отдавать себе отчет в том, что прорыв на международный рынок капитала, как и прорыв в технологиях, расширении рынков, никогда не дается легко. За это надо платить не только деньгами и временем, для этого надо долго и целенаправленно работать. Российские компании заинтересованы как в улучшении собственного имиджа, так и страны в целом. Мы добивались успеха долго, снижая издержки, внедряя новые технологии, увеличивая экспорт, одновременно добиваясь открытости и финансовой прозрачности, улучшали корпоративное управление. Мы имеем хороший потенциал, чтобы быть представленными на международной арене более весомо. Помимо больших объемов у нас — технологии, научные школы, конкурентоспособная продукция отраслевого машиностроения и многое другое. Но самое главное — у нас высокий уровень образования, который и поможет нам достойно конкурировать на международном рынке разделения труда.