Медвежья услуга «АвтоВАЗу»
Медвежья услуга «АвтоВАЗу»Капитализация «АвтоВАЗа» резко выросла весной прошлого года на фоне благоприятной конъюнктуры российского автомобильного рынка и в мае достигла своего пика — более $1,1 млрд. Но по итогам 2002 года этот показатель снизился по сравнению с историческим максимумом на 45% и составлял всего $633 млн.
Столь значительное снижение стоимости акций завода было связано с неутешительными производственными и финансовыми результатами «АвтоВАЗа». По итогам прошлого года, несмотря на увеличение объемов производства в денежном выражении на 5,5% до 91 млрд рублей, чистая прибыль компании сократилась более чем в три раза и составила 700 млн рублей.
Как заявил Владимир Каданников в своем выступлении перед акционерами, в течение всего 2002 года завод работал с проектным темпом, однако перенасыщение автомобильного рынка и ограничения по сбыту во втором полугодии вынудили в октябре на две недели приостановить работу конвейеров. Затем «АвтоВАЗ» возобновил работу, но уже при 30-часовой рабочей неделе, а перейти на стандартный режим удалось лишь в начале марта текущего года.
При подготовке программы развития российского автопрома в марте прошлого года правительство обнародовало готовящееся решение о существенном повышении ввозных пошлин на подержанные иномарки старше семи лет, а окончательное решение было принято только в октябре, при этом пошлины практически не были увеличены. В то же самое время, по словам председателя совета директоров «АвтоВАЗа», ажиотажные ввоз и спрос в ожидании резкого роста цен на подержанные иномарки создали очень жесткую конкуренцию продукции волжского завода при отсутствии роста числа потенциальных покупателей.
В конечном итоге на складах компании и ее дилеров скопилось около 85 тыс. непроданных автомобилей. При этом, по словам председателя совета директоров «АвтоВАЗа», прошлогодние изменения на автомобильном рынке нельзя было спрогнозировать и учесть при составлении планов на 2002 год. А из-за недостатка оборотных средств у автогиганта и его дилеров завод вынужден был сократить выпуск автомобилей в четвертом квартале более чем на 60 тыс. штук. Как отметил Владимир Каданников, именно из-за такого сокращения производства и уменьшилась прибыль компании.
Кроме того, глава компании привел такой интересный факт: усредненный вазовский автомобиль, который стоит сейчас в рознице $5,3 тыс., содержит примерно $1,6 тыс. заработной платы, $500 инвестиций и $3,2 тыс. налогов, включая подоходный налог и отчисления во внебюджетные фонды. Тогда как таможенные и налоговые платежи за подержанную иномарку составляют $1-2 тыс.
Рубрики