Рубрики
Статьи

«Viberi» Машины преткновения

«Viberi» Машины преткновения
«Viberi» Машины преткновенияПо итогам второго этапа торгов 25% акций «Силовых машин», принадлежащих РАО «ЕЭС России», своего хозяина так и не нашли. Госхолдинг посчитал заявленные суммы недостаточными и предложил участникам сделать новые ставки. Внести их они смогут 26?го, а затем – 29 ноября. Таким образом, до конца ноября акции получат нового владельца.
РАО «ЕЭС» выбрало необычную форму продажи – актив выставлен на закрытые торги и принять участие в них могут только российские стратегические инвесторы. Претенденты подают заявки на покупку в конвертах с указанием цены. Сославшись на закрытость информации, в ИФК «Алемар» отказались назвать претендентов на актив. Однако неофициально сообщили, что претендентов всего двое – «Северсталь» Алексея Мордашова и «Базэл» Олега Дерипаски.
Первый раунд битвы между миллиардерами прошел в сентябре, когда аффилированная с Алексеем Мордашовым структура Highstat приобрела за $470 млн 30% акций «Силмашин» у «Интерроса». Олег Дерипаска также пытался побороться за этот пакет, придумав довольно хитрую комбинацию. «Базэл» уговорил Siemens, которому принадлежит 25% + 1 акция «Силовых машин», использовать преимущественное право выкупа доли у «Интерроса». А затем перепродать акции «Русским машинам», которые ­управляют всеми машиностроительными активами Олега Дерипаски. Реализация схемы споткнулась на процессе согласования с Федеральной антимонопольной службой (ФАС), которая не дала Siemens разрешение на покупку.
Большинство опрошенных «Выбери!by» экспертов полагают, что победа в итоге достанется Алексею Мордашову. Генеральный директор «Технопромэкспорта» Сергей Моложавый считает логичным, если миллиардер увеличит свой пакет до контрольного: наличие у компании одного хозяина позволит ей избежать споров собственников. Кроме того, Алексей Мордашов давно воспринимает «Силовые машины» как личный проект и наверняка будет до конца за них бороться.
Безусловно, у Олега Дерипаски также есть шансы. Но в этом случае сторонам придется идти на компромисс. В противном случае может разгореться противостояние между собственниками. А контроль над ситуацией получит тот, на чью сторону встанет Siemens.
Трудности молодых. У «Силовых машин» много недостатков. Одна из недавних проблем – не слишком привлекательные финансовые показатели по итогам 2006 года. Выручка по МСФО упала на 13% до $579 млн, а чистый убыток вырос более чем в 3 раза до $132 млн. Отчетность по РСБУ за 9 месяцев 2007 года немногим лучше: чистый убыток «Силовых машин» увеличился в 2 раза, составив 1,44 млрд рублей. В компании снижение показателей объясняют условиями поставок оборудования для строительства трех электростанций в Индии и Вьетнаме. Заключенные в 2003–2004 годах контракты позволили компании выйти на новые рынки, но за счет значительных скидок.
Впрочем, фондовый рынок вяло реагирует на отчетность. Компания неоднократно предупреждала о возможных убытках в 2006 году, и инвесторы были готовы к такому повороту событий. Кроме того, они ждут контрактов со стороны российского электроэнергетического сектора, который после реформирования сможет обеспечить солидный приток заказов. «Как единственный крупный российский поставщик турбин, «Силовые машины» наверняка получат лакомый кусок рынка», – говорит аналитик «Тройки Диалог» Гайрат Салимов. На данный момент потребности РАО ЕЭС в турбинах составляют 31,8 тыс. МВт, а в генераторах – 46,2 тыс. МВт. Обновление парка исключительно за счет поставок «Силовых машин» позволило бы им загрузить свое производство, по разным оценкам, до 2012–2015 годов. По оценкам «Антанты Пиоглобал», уже через 3 года рынок энергомашиностроения в России вырастет в три раза.
Пан или пропал. Прогноз будущих инвестиций в электроэнергетику действительно сомнений не вызывает. Более спорный вопрос – станут ли «Силовые машины» бенефициаром этого роста. На мировом рынке компания пока без особого успеха конкурирует с General Electric и Alstom Power, на которых приходится 50% всех поставок. Особенно тяжко приходится на тех направлениях, где необходимо высокое качество продукции. Оно по причине нехватки новейшего оборудования и технологий у компании по некоторым позициям ниже, чем у конкурентов. По оценке аналитика «Брокеркредитсервиса» Севастьяна Козицына, около 70% мощностей «Силовых машин» нуждаются в замене. И там, где компания сдает по качеству, приходится брать привлекательной ценой. Наконец, производителю не хватает квалифицированных кадров с новой ментальностью – большая часть рабочих пришла из советского прошлого и имеет вполне определенный взгляд на качество отношением к продукции.
Однако РАО «ЕЭС России» до сих пор отдавало предпочтение отечественной технике. «Дополнительный мотив, – подчеркивает Севастьян Козицын, – российские комплектующие гораздо доступнее и дешевле импортных». Исключение составляли лишь некоторые виды турбин, которые российские предприятия, в том числе «Силовые машины», не производят. По оценкам «Брокеркредитсервиса», отечественные производители контролируют около 80% рынка. Но ситуация может измениться после перехода контроля над генерацией к частным инвесторам.
Чья возьмет. Какие варианты развития ждут «Силовые машины» в случае победы той или иной стороны? Алексей Мордашов, получив контроль над компанией, скорее всего, сконцентрируется на увеличении капитализации компании за счет перспективных иностранных рынков и заказов со стороны российской энергетики.
Интерес Олега Дерипаски также понятен – под управлением «Базэла» находится несколько гидроэлектростанций, оборудование для которых производят «Силовые машины». Наверняка он сможет загрузить предприятие своими заказами, в том числе за счет по­ставок на Богучанскую ГЭС, которую миллиардер строит совместно с РАО ЕЭС. Не стоит исключать и того варианта, что Siemens в скором будущем рассчитывает избавиться от своего пакета в «Силовых машинах». Тогда бы подобная предварительная договоренность немецкого концерна с владельцем «Ба­зэла» объясняла его активную борьбу на торгах.
Впрочем, независимо от конечного приобретателя блокпакета, выиграет от его продажи прежде всего РАО ЕЭС. В конце 2005 года оно приобрело примерно 22% акций «Силовых машин» за $100 млн (еще 3% находились на балансе у «Ленэнерго»). С того времени капитализация выросла почти в 4 раза до $1,54 млрд. Сделка получилась выгодной, но сможет ли нынешний покупатель повторить достижение?
Рекомендации аналитиковИнвестиционная компания, банкЦена, $Потенциал роста, %РекомендацияАнтанта Пио­глобал0,180,0ДержатьБрокеркредитсервис0,180,0ПересмотрInternet Securities0,193,4ДержатьИст Кэпитал0,216,9ДержатьСовлинк0,2426,0ПокупатьЦена на РТС от 22.11.20070,18––Источник: «Выбери!by»