Рубрики
Статьи

«Viberi» МАРТИН ШАККУМ: «ПРАВИТЕЛЬСТВО ПОСТОЯННО СРЫВАЕТ СРОКИ»

«Viberi» МАРТИН ШАККУМ: «ПРАВИТЕЛЬСТВО ПОСТОЯННО СРЫВАЕТ СРОКИ»
«Viberi» МАРТИН ШАККУМ: «ПРАВИТЕЛЬСТВО ПОСТОЯННО СРЫВАЕТ СРОКИ»К 1 мая правительство должно внести в Госдуму законопроект, призванный обеспечить развитие российского судостроения. Курирующий эту отрасль в нижней палате парламента председатель комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Госдумы Мартин Шаккум рассказал, какие изменения необходимо внести в законодательство, чтобы реанимировать отечественное судостроение. Как уверяет депутат, чиновники очень плохо ведут законотворческую деятельность, на которую выделяются немалые средства. Сроки подготовки документов постоянно срываются, и ждать от правительства конкретных предложений скорее всего придется долго.Мартин Люцианович, зачем нужен закон о судостроении?– В нашем законодательстве, регулирующем деятельность оборонных отраслей, есть законы о космической деятельности, об авиации, об использовании атомной энергии. А вот для такой приоритетной отрасли, как судостроение, соответствующего документа нет, что отрицательно сказывается на ее развитии. Во всем мире наблюдается рост объемов судостроения, ведущие верфи мира не справляются с поступающими заказами. У нас же по итогам прошлого года объемы промышленного производства соответствующей отрасли снизились более чем на 15%. Загрузка верфей остается на угрожающе низком уровне – в основном они занимаются выпуском военной продукции, и пока мы не изменим условия их работы, судостроители так и будут «сидеть на игле» гособоронзаказа. Сейчас остро встает вопрос о способности наших производителей выпускать конкурентоспособную и востребованную рынком гражданскую продукцию, особенно в тех нишах, где мы еще сохраняем неплохие заделы. А для этого необходимо устранить неравные условия работы отечественных судостроителей по сравнению с зарубежными. Это позволит переломить ситуацию, когда наши судовладельцы ежегодно заказывают за рубежом суда на сумму свыше $1 млрд, а на долю российских верфей приходится менее 6% от этой суммы. Все страны оказывают эффективную государственную поддержку своим судостроителям, в России же она совершенно недостаточна. Почти все транспортные суда мы покупаем за рубежом, на экспорт строим в основном корпуса судов. Это опасная тенденция.
Что конкретно нужно сделать?– Уже принят ряд важных решений – президент подписал семь указов о создании в судостроении интегрированных структур, главная из них – Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), а вот законопроектная работа застопорилась. Подготовленные Минпромэнерго поправки в действующее законодательство, создающие условия для развития судостроительной промышленности, не получили необходимой поддержки ряда министерств. Правительство обещает найти решение до 1 мая, но, думаю, этого не произойдет. Между тем судостроительным предприятиям необходимо как можно скорее предоставить налоговые, таможенные и другие преференции. Минэкономразвития и Минфин ведут эту работу достаточно медленно, не проявляя должной инициативы, несмотря на поручение президента.
Почему бы вам не взять инициативу в свои руки?– Чтобы подготовить мало-мальски значимый законопроект, нужны значительные средства (по данным «Выбери!by», 5–7 млн рублей), которые выделяются соответствующими министерствами и ведомствами. Они же осваивают эти деньги не всегда эффективно. Правительство постоянно срывает установленные сроки внесения законов. Еще в 1999 году депутатами был внесен законопроект о господдержке судостроительной промышленности, но министерствам так и не удалось выработать по нему согласованной позиции, и он оказался, по сути, заблокированным.
В каких поправках нуждается отрасль?– Надо принять ряд мер системного и специального характера. К системным мерам относится принятие нулевых ставок НДС на все импортируемое оборудование, аналоги которого в России пока не производятся. Кроме того, необходимо субсидировать ставки по кредитам, предоставляемым отечественными банками, а также компенсировать часть затрат, связанных с использованием иных финансовых инструментов при постройке судов в России, софинансировать инвестиционные проекты по модернизации производственных мощностей, выводить из-под налогообложения часть прибыли, инвестируемой в производство. Специальные меры – предоставлять российским производителям преимущественное право при поставках оборудования для освоения морского шельфа, постепенно ограничить использование иностранных судов и судов, построенных за рубежом, при каботажных перевозках и во внутренних водах, стимулировать строительство рыбопромысловых и речных судов на отечественных предприятиях, создать государственную лизинговую компанию.
Как вы относитесь к назначению главой ОСК советника президента Алексея Бурутина?– Положительно. Президент наверняка уже имел возможность оценить управленческий опыт и деловые качества своего советника.
Но основная задача ОСК – развитие гражданского судостроения, а глава корпорации курировал военную отрасль, причем сухопутную…– Гражданское и военное судостроение достаточно связаны – зачастую вся их продукция выпускается на одних и тех же вервях. На долю военной продукции сегодня у нас приходится около 60–70% от общего объема судостроительных заказов. Создаваемые ныне интегрированные структуры должны быть восприимчивыми к условиям рынка, они должны качественным образом изменить структуру производства. Значительной ее частью призвана стать гражданская продукция и продукция двойного назначения. Нужно преодолеть определенный психологический барьер. Сегодня достаточно удобно, не прилагая особых усилий, получить от государства оборонный заказ, гарантирующий безбедное существование на пару лет вперед. В развитых странах оружие в основном делают частные корпорации. У нас же это пока прерогатива исключительно государевых структур, не склонных к саморазвитию. Если мы не внедрим туда бизнес-отношения, это будет косный и ретроградный механизм.
На каких условиях в ОСК может войти частный бизнес?– При создании ОСК установлено, что доля госучастия в ее капитале составляет 100%. В рамках развития государственно-частного партнерства эта доля может быть снижена до 75% или до 50% плюс одна акция. И я уверен, что так и будет.
Вы курируете еще один закон – о госзакупках*, забракованный Советом Федерации. Удалось ли палатам парламента прийти к консенсусу?– Закон в версии согласительной комиссии уже одобрен Госдумой. В первую очередь внесенные изменения решают проблемы, связанные с неоднозначным толкованием и применением норм закона на практике. Уточняется понятие государственных и муниципальных заказчиков. Сегодня существует противоречие. С одной стороны, Счетная палата, Центризбирком, государственные внебюджетные фонды, должны закупать продукцию в соответствии с законом, а с другой стороны, они не могут выступать государственными заказчиками. Законопроект это противоречие снимает. Вносятся уточнения о том, что контракт не может быть заключен по цене, превышающей начальную цену, указанную в извещении о проведении торгов. Кроме того, усовершенствована процедура размещения заказа. При выполнении контракта заказчик сможет менять объем работ, услуг и количество товаров не более чем на 10% (сейчас можно менять только объем работ и услуг, причем не более чем на 5%). Увеличивается сумма размещения заказа путем проведения электронного аукциона с 500 тыс. рублей до 1 млн, а путем запроса котировок – с 250 тыс. до 500 тыс. рублей. Уточняются и дополняются случаи размещения заказа у единственного поставщика, исполнителя или подрядчика. Так, у единственного исполнителя можно будет размещать заказ не только на оказание услуг водоснабжения и водоотведения, но и иных коммунальных услуг (канализации, теплоснабжения, газоснабжения). Внесен и ряд уточнений. В частности, указывается, что цена контракта является твердой и не может меняться, за исключением случаев, установленных законом.
Над какими законами ваш комитет будет работать в ближайшее время?– В ближайшие месяцы будем пытаться вносить поправки в Градостроительный кодекс, которые установят требования к эксплуатации зданий, строений и сооружений и обязательный надзор за эксплуатацией таких объектов. Вопиющие случаи с обрушением крыши и гибелью людей в «Трансвааль-парке» и на Басманном рынке – как раз и есть результат отсутствия надзора за объектами, находящимися в эксплуатации. Сейчас за ними даже формально никто не следит, хотя в Жилищном кодексе прописано создание некоего органа, наделенного подобными полномочиями. Но за два года он так и не был создан.
А его обязательно создавать с нуля?– Не обязательно. Эти функции может выполнять Ростехнадзор. Существует еще один нерешенный вопрос – налогообложение договора долевого участия. Минфин никак не хочет идти навстречу и пытается подготовить отрицательный отзыв на законопроект, предлагающий отменить НДС с договоров долевого участия. Минфин выпустил письмо, что налог взимать пока не следует, но в кодекс изменения так и не внесены. Но сегодня министерство выпустит одно письмо, а завтра другое, поэтому каждое право должно быть закреплено в законе.
ЭндшпильВаш коллега по парламенту Александр Лебедев в интервью «Выбери!by» (№ 8) уверял, что в России не существует строительных норм и правил (СНиПов) для высотных домов.– Да, СНиПа для домов выше 25 этажей нет, но есть СНиПы, посвященные общим правилам строительства жилых зданий. Кроме того, существуют Московские городские строительные нормы. Другое дело, что в соответствии с законом о техническом регулировании все эти нормы должны быть приняты в виде технических регламентов. Сами технические нормы есть, они обоснованы строительной наукой, согласованы с надзорными органами, ими руководствуются на практике, однако они существуют как бы вне законодательства, так как не зарегистрированы в Минюсте. Однако уже приняты во втором чтении поправки в закон о техническом регулировании, закрепляющие юридический статус строительных правил, и скоро эта правовая коллизия будет разрешена.
Почему вы выступаете против создания Банка развития в той форме, которая сейчас предлагается?– Концептуально никаких возражений против создания специального инструмента стимулирования и поддержки экономического развития нет. Проблема – в деталях, конкретных позициях законопроекта. Так, делается попытка создания некой корпорации, которая должна реализовывать государственную политику, но при этом заботиться об извлечении прибыли. Понятно, что в таком случае Банк развития будет иметь огромные преимущества перед коммерческими кредитными организациями, размещая на рыночной основе дешевые государственные ресурсы. Государственные банки – особые банки. Они должны работать в строго определенном секторе – там, где высокие риски и низкая прибыль, а не конкурировать с бизнесом на неравных условиях. К сожалению, подобная возможность в целом просматривается в редакции правительственного законопроекта. Недопустимо в одном учреждении одновременно решать и государственные, и коммерческие задачи. У чиновников не должно возникать соблазна «путать частную шерсть с государственной».
ФактыМартин Шаккум родился в 1951 году в Красногорске (Московская область). Окончил Калининградское высшее военно-инженерное училище, Всесоюзный заочный инженерно-строительный институт. С 1991 года – генеральный директор, президент Международного фонда экономических и социальных реформ. В 1996 году баллотировался в Президенты РФ, в 1999-м избран депутатом Госдумы.
* Закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» был принят Госдумой в конце февраля, но в начале марта отклонен Советом Федерации. Была создана согласительная комиссия, в состав которой вошел Мартин Шаккум.