Рубрики
Статьи

«Viberi» <i>МАШИНОСТРОЕНИЕ</i> Жми до отказа

«Viberi» <i>МАШИНОСТРОЕНИЕ</i> Жми до отказа
«Viberi» МАШИНОСТРОЕНИЕ Жми до отказа
За прошедший год государство получило контроль над несколькими крупными машиностроительными предприятиями. Сначала «Рособоронэкспорт» стал управлять «Автовазом», а затем структуры, аффилированные с «Газпромбанком», собрали около 90% акций «Объединенных машиностроительных заводов» (ОМЗ). На очереди еще одно, более логичное поглощение государством частной компании — вхождение корпорации «Иркут» в Объединенную авиастроительную корпорацию. Оценить перспективы этих сделок достаточно сложно. Все-таки продажа вооружения, участие в выставках и производство автомобиля, который бы потребителю захотелось купить, это очень разные вещи.
По корейскому пути. Тенденции в развитии автомобилестроения вряд ли могут радовать топ-менеджеров «Автоваза». Отечественные машины стремительно теряют свои позиции на рынке, уступая пальму первенства как импорту, так и иномаркам, собранным в России.
Основными факторами, оказывающими негативное влияние на российских производителей, являются укрепление национальной валюты и растущая конкуренция со стороны импорта. Привычные границы ценовых категорий, достаточно стабильно защищавшие позиции российской автомобильной индустрии, постепенно смываются. С одной стороны, растет себестоимость выпускаемой на территории России продукции, с другой — повышается уровень жизни населения, а, следовательно, спрос смещается в более высокие ценовые сегменты.
Сложнее всего к новым реалиям приспособиться именно крупным производителям вроде «Автоваза» или «Руспромавто». Не случайно выручка и «Автоваза» (+5,2%), и «Руспромавто» (+9,7%) в 2005 году значительно отставала не только от общеотраслевых показателей, но и от темпов инфляции. Тем временем место автомобильных монстров активно занимают дочерние предприятия зарубежных компаний и российские предприятия, собирающие иномарки.
В ближайшем будущем, после прихода в Россию основных автомобильных концернов, должен произойти скачкообразный рост количества иномарок российского производства. Предложение увеличится в несколько раз, и, по прогнозам, они могут занять не менее 30% всего автомобильного рынка. Это приведет к кардинальным изменениям в структуре автомобилестроения, идущего по пути, который, так или иначе, прошли многие развитые страны мира — от Канады до Южной Кореи.
Оружие на заказ. Оборонная промышленность, являющаяся самым конкурентоспособным сектором российского машиностроения, по-прежнему находится на подъеме. Исключением в 2005 году стало лишь авиастроение, у которого наступила пауза после особенно удачного периода в 2002-2004 годах, когда суммарная выручка четырех крупнейших компаний (АКХ «Сухой», НПК «Иркут», РСК «Миг» и НАЗ «Сокол») стабильно превышала $2 млрд. Впрочем, снижение продаж авиастроения полностью компенсировали другие секторы ВПК: прежде всего судостроение, удвоившее производство.
Причины успеха ВПК легко объяснимы. Торговля оружием всегда тесно сопряжена с политикой. Поэтому рост геополитического влияния России и грамотное использование нарастающего в мире недовольства США не могли не привести к росту масштабов военно-технического сотрудничества.
Второй ключевой причиной роста является положительное влияние государственного оборонного заказа. По данным Центра АСТ, доля внутреннего рынка в объеме производства 20 крупнейших компаний ВПК возросла с 32% в 2004 году до 38% в 2005 году. Роль гособоронзаказа будет расти и впредь. Во-первых, опережающими темпами увеличивается объем его финансирования. А во-вторых, из-за укрепления рубля сама по себе работа на внутренний рынок становится все более и более привлекательной.
КРУПНЕЙШИЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ КОМПАНИИМестоКомпанияСпециализацияВыручка в 2005 г., млн руб.1АвтовазАвтомобили и компоненты132 5312РуспромавтоАвтомобили и компоненты97 4153Группа СОКАвтомобили и компоненты64 4414КамазАвтомобили и компоненты56 2035Концерн ПВО Алмаз-АнтейМашиностроение42 6096ТрансмашхолдингВагоностроение41 7377Форд мотор компаниАвтомобили и компоненты39 2038Северсталь-автоАвтомобили и компоненты26 5419УралвагонзаводВагоностроение24 75810Корпорация «Иркут»Авиатехника и компоненты20 14811ПО «Севмаш»Судостроение19 13612Силовые машиныЭнергомашиностроение18 88813Объединенные машзаводыМашиностроение18 85614Адмиралтейские верфиСудостроение18 52515Корпорация «Аэрокосмическое оборудование»Электроника и электротехника16 549