Рубрики
Статьи

«Viberi» Лица

«Viberi» Лица
«Viberi» ЛицаГенеральный директор платежной системы WebCreds надеется, что его клиентами станут 30% домохозяйств страны. Пока их 30 тыс.Интервью с участником проекта «33 перца»Илья, как выбирали образование?- Мы с друзьями увлекались компьютерами, программированием. При этом в нашем районе была школа при Институте электроники и математики (МИЭМ), в которую я и перешел из гуманитарной школы в 11 класс. Так я стал абитуриентом МИЭМ, получив специальность инженера-программиста.Вы приступили к созданию собственного бизнеса со студенческой скамьи. Что подтолкнуло вас к решительным действиям?- Три фактора. Во-первых, мой отец имеет собственный бизнес, и я всегда был уверен, что работа на других людей не сулит достаточного дохода. Собственное дело – это особенный образ жизни и мыслей, которому я собирался следовать. Во-вторых, учась в институте, я нашел надежных партнеров. В-третьих, к окончанию вуза я успел поработать IT-директором в зарубежной компании «Велюкс Россия» (дистрибьюторский бизнес), увидел, как можно эффективно управлять бизнесом на стратегическом и операционном уровнях. Полученные знания очень хотелось применить на практике.Расскажите о партнерах.- По линии институтских друзей я вышел на потенциального инвестора. Мы с моим другом объединили усилия и стали акционерами компании.То есть компания создается силами двух энтузиастов?- В различных этапах участвовали наши хорошие друзья: консультировали, помогали. Но договоры об участии в капитале не заключались.Какую свободу решений предоставляет инвестор?- Все стратегические решения мы обсуждаем и принимаем вместе с инвестором. Очень помогает то, что у нас одинаковое понимание рынка и роли WebCreds на нем. Важно, что инвестор запустил не один десяток проектов в России и вне ее и очень хорошо представляет, как привлекать клиентов, как строить бизнес и часто дает нам полезные советы.Вы создаете и платежную систему, и интернет-молл. Что первично?- Инвестор поставил цель выйти на рынок платежных систем. Однако любая платежная система востребована только тогда, когда есть товары и услуги, приобретаемые с ее помощью. С другой стороны, привлечь продавцов к партнерству с платежной системой можно только в том случае, если у системы много пользователей. Мы должны были разрубить этот гордиев узел и поэтому, протестировав платежную систему на безопасность и комфортность, принялись разрабатывать инструмент, который позволит привлечь интернет-магазины. Так стартовал интернет-молл iFerta. Инвестор прекрасно осознавал эту связь, поэтому стратегия нашего развития с самого начала, с 2007 года, включала два проекта: платежную систему и площадку для размещения товаров.Каков объем инвестиций в бизнес?- Около $3 млн. Компания зарегистрировано в июле 2007 года, и первый большой объем инвестиций был направлен на создание платформы – программного обеспечения для платежной системы. Человеческие ресурсы в конце 2007 – начале 2008 года стоили дорого, ведь это был докризисный период.В феврале 2008 года мы запустили первую версию платежной системы и занялись маркетингом, на который потратили почти половину бюджета. Рынок платежных систем развивается по экспоненте, на эффекте накопления абонентской базы. На первых порах и WebMoney, и «Яндекс.Деньги» проводили колоссальные бонусные программы. Нам также приходится идти на серьезные рекламные расходы. По рекомендации инвестора, мы стали одной из первых IT-компаний, которая серьезно занялась рекламой в Москве. Хотя я опасался неэффективных инвестиций. Под слоганом «Живи будущим, плати кредами» мы по сдельной цене расклеили 10 тыс. объявлений примерно с таким шуточным содержанием: «За креды можно купить дом на луне, оплатить полет в космос» и т.д. Изображения наших объявлений попали на множество блогов, мы стали заметны и смогли заключить крупные партнерские договоры. Прекрасной маркетинговой инвестицией стала реклама в прошлогоднем футбольном сезоне на телеканале «Спорт», как раз в тот момент мы выводили на рынок интернет-молл.Вдобавок мы сделали капитальные инвестиции в терминалы моментальной оплаты, компьютерное оборудование.Электронные платежные сервисы не пользуются популярностью у нашего населения. Не страшно делать ставку именно на этот сектор рынка?- Вы правы и неправы. В России и СНГ есть категория людей, которые являются профессионалами интернета. Они активно пользуются платежными системами, потому что хотят оперативно получать деньги за сделанную работу. Таких людей немало, они способны принести платежным системам хороший оборот.И на какой кусочек пирога вы рассчитываете?- Сейчас профессионалы живут в двух платежных системах России и СНГ – WebMoney и «Яндекс.Деньги», переманить этих людей в новую систему сложно. Поэтому в качестве стратегии развития мы выбирали из двух вариантов. Один из них: создать расчетную систему за контент за взрослых. Мы заработали бы хорошие деньги, потеряв при этом репутацию. Мы выбрали второй вариант: ориентир на обычных интернет-пользователей. И пусть сейчас оборот этого сектора не дотягивает даже до 1 млрд рублей, перед нами очень серьезные перспективы. Наша цель – сделать клиентами WebCreds примерно 30% домохозяйств.Ваши финансовые показатели подтверждают надежды?- В 2009 году мы выросли на 2000%. Это нормальные темпы роста для правильно управляемого стартапа.Вы доверяете независимой аналитике по рынку электронных платежей?- Рынок абсолютно непрозрачен. Например, сотрудники НАУЭТ пытаются публиковать статистику. Но один участник ассоциации предоставляет данные, которые идут вразрез с данными другого участника. Игроки рынка не раскрывают свои показатели полностью, чтобы не провоцировать активность конкурентов по переманиванию клиентуры.Сегодня российская электронная коммерция работает на оплате наличными курьеру по факту доставки. Нигде на западе интернет-магазины не идут на такие риски: ведь курьера могут ограбить. Предоплата более надежна, а если товар не устраивает покупателя, деньги возвращаются на карточку или на счет платежной системы.Возвращаются, но через месяц.- Наш опыт показывает, что в исключительных случаях этот процесс может занять две недели, но обычно все происходит за 3-4 дня. Все зависит от уровня взаимодействия. Если покупатель платит через банк, то возврат средств действительно может занять месяц. Но преимущество платежных систем именно в том, что достаточно идентифицировать платеж, и интернет-магазин вернет деньги в течение 2-3 дней.Какое решение при развитии WebCreds можете назвать неудачным?- Мы совершили одну из основных ошибок, когда наняли в штат людей для программирования первой версии платежной системы. Надо было найти программистов на сдельную оплату по факту выполненной работы. Мы расстались недовольные друг другом, а стартап потерял немалые деньги. При дороговизне человеческих ресурсов это была стратегическая ошибка, сейчас мы создаем программные решения только по принципу сдельной оплаты.С другой стороны, основа вашего бизнеса – бесперебойная работа систем, а постоянная смена персонала может дать обратный эффект.- Поддержка системы и ее разработка – разные вещи. Для обслуживания пяти серверов можно нанять одного человек. Для разработки системы надо нанять на полгода 5-6 человек. И если через полгода нет результата, мы теряем инвестиции. При этом сотрудник поддержки стоит никак не дороже разработчика.Когда планируете выйти на самоокупаемость?- По текущему бизнес-плану, который пока выполняется, через полтора года. В 2010 году мы заложили еще больший рост оборота, чем случился в 2009 году, потому должны перекрывать издержки.То есть вы запланировали рост дохода только потому, что обязаны компенсировать издержки?- Да. Молодому игроку легко наращивать оборот, если он не совершает серьезных ошибок в области коммерции, не теряет клиентов. Вместе с нами в 2007 году стартовало примерно 15 платежных систем, которые в кризис потихонечку «умерли». Дело в том, что платежная система жизнеспособна только тогда, когда располагает немалыми собственными средствами. Поэтому мы выжили и сейчас уверены в росте за счет притока чужой клиентуры. Кроме того, мы обучаем новых клиентов, которые пока не пользуются электронными платежными сервисами.Это не значит, что в кризис нам не пришлось переформатировать статьи затрат. Сократилась численность штата, мы пересмотрели собственные амбиции о капитализации бизнеса на ближайшие несколько лет. Кризис помог, вытеснив конкурентов и снизив стоимость рекламы. Люди стали ценить предложения по увеличению продаж, и нам стало легче искать партнеров.Сколько сил отнимает борьба с мошенничеством?- У платежных систем борьба с мошенничеством входит в подраздел борьбы с рисками, то есть является основным бизнесом. У нас есть отдел безопасности, который плотно сотрудничает с программистами, всего на этом направлении занято примерно 5% сотрудников. В компаниях крупнее этим занято большее число людей по численности, но меньшее в процентном соотношении. Мы обмениваемся опытом с другими платежными системами.В России распространено мошенничество, и мы постоянно сотрудничаем с органами внутренних дел. Много парадоксальных случаев, например, абоненты сотовых операторов получают sms с предложением положить в электронных кошелек 2 тыс. рублей и обещанием перевести на номер 5 тыс. рублей. И ведь люди бегут и кладут. А на деле оказывается, что некий товарищ сидит в тюрьме и таким образом с пользой проводит время, зарабатывает. Подобных случаев множество, нам приходится обучать систему фильтров и противодействовать мошенникам.Как оцениваете антикризисные меры правительства?- Эту тему можно обсуждать бесконечно. К сожалению, мы не знаем, что является приоритетом для правительства при принятии антикризисных мер. Например, если речь идет об «Автовазе», то должна быть серьезнейшая программа реструктуризации бизнеса, направленная на создание востребованного продукта. Но если приоритетом является не спасение предприятия, а обеспечение дохода населению Тольятти, то непонятно, почему именно Тольятти. В Москве тоже много людей, потерявших работу в кризис.Что касается поддержки инновационного бизнеса, то назначение Анатолия Чубайса руководителем «Роснано» — прекрасное решение. Это человек, пусть и не без ошибок, реализовал колоссальные проекты. Другое дело, что я опасаюсь отсутствия спроса на инновации внутри России. У нас нет ни одного завода, который готов купить принципиально новые станки. У нас нет потребителей инноваций, а это означает, что Россия может стать лишь аутсорсером инноваций, как индусы, которые программируют всему миру. С другой стороны, если загрузить наших ученых научной работой, это позволит удержать их в России.Что посоветуете начинающим бизнесменам?- Бизнес надо строить на основе как можно меньших затрат (сдельная оплата, отказ от собственного офиса и т.п.) и как можно большего дохода. Надо стараться извлекать прибыль из всего, что не противоречит закону и бизнес-этике. Это единственный способ сделать бизнес бизнесом.Беседовала Наталья Анищук