Рубрики
Статьи

«Viberi» Лица

«Viberi» Лица
«Viberi» ЛицаПредседатель правления НБ «Траст» Надия Черкасова уверена, что развитию отечественного малого бизнеса могут помочь школы и телевидение. Беседовал Олег МаксименкоНадия, как чувствовал себя российский сектор малого и среднего бизнеса в 2009 году?– Ему было довольно тяжело. Но сектор МСБ хорош тем, что он очень быстро адаптируется. В первую очередь потому, что у него небольшая управленческая структура. Во-вторых, из-за ограниченного доступа к кредитованию у малого и среднего бизнеса не было завышенной долговой нагрузки. Кроме того, предприятия МСБ обслуживаются, как правило, в одном банке. А это значит, что в кризис проще договариваться с кредитором.Кстати, опыт работы нашего банка наглядно демонстрирует, что утверждение о том, что малый бизнес – это самый рискованный сегмент экономики, не соответствует действительности. Это – миф. Наоборот, этот сектор высоко диверсифицированный, мобильный, быстро перестраивающийся. У него очень гибкая структура, мобильная ценовая политика. Все эти особенности помогли малому бизнесу выжить во время кризиса.При этом следует отметить, что новых предприятий МСБ почти не появляется. С точки зрения статистики картина очень противоречивая: некоторые источники демонстрируют рост, другие, наоборот, показывают закрытие малых бизнесов и индивидуальных предпринимателей. На мой взгляд, одна из проблем российской экономики заключается в том, что у нас нет нормальной базы данных, дающей реальное представление о том, сколько в конкретном населенном пункте действительно работающих предпринимателей, а не просто числящихся в реестре Регистрационной палаты…Об этом говорят и представители регионов, которые у себя на местах вынуждены пользоваться оценками Росстата… – На мой взгляд, вопрос вполне решаемый – у нас, в частности имеется опыт создания бюро кредитных историй. Нам действительно необходим единый регулярно обновляемый реестр, из которого должны исключаться предприниматели, прекратившие работать.Пока такого реестра нет, как вы определяете тенденцию? На основании чего судите, появляются новые малые предприятия или нет?– Это фиксируется через определенные стоп-факторы. Например, мы не работаем с предпринимателями, стаж бизнеса которых менее 6 месяцев. При этом наша задача состоит не в том, чтобы выявлять новичков, а в изучении активности действующих на рынке игроков. А она не очень высокая.Для того чтобы в стране появлялись новые бизнесмены, нужен целый набор инструментов. У людей должно формироваться желание идти в бизнес…О каких инструментах идет речь?– Фигурально выражаясь, малый бизнес должен начинаться с детского сада. То есть в данном случае – с бизнес-инкубаторов, куда можно прийти и получить полную консультацию, при помощи специалистов оценить возможные риски, пройти обучение…Но нормальных бизнес-инкубаторов практически нет. Кроме того, у существующих очень низкая пропускная способность. Нередки случаи, когда в регионе, где насчитывается более 100 тыс. предприятий и предпринимателей, емкость бизнес-инкубатора всего 30 мест. – Разумеется, соотношение должно быть не таким. Условно говоря, если емкость бизнес-инкубатора 1 млн, то в результате однозначно получится 100 тыс. предпринимателей и малых предприятий. Следует учитывать, что эти программы долгоиграющие. Может быть они не популярны, но этим направлением однозначно необходимо заниматься. Это как воронка: если наверху нет 1 миллиона, то внизу не будет 100 тысяч. Безусловно, на это нужно выделять деньги, вводить льготы для начинающих предпринимателей. Может быть, на первые три-пять лет вводить льготное налогообложение.Кстати, когда я сказала про детский сад, то имела в виду не только бизнес-инкубаторы. Это должна быть комплексная долгосрочная программа, которую следует внедрять начиная с общеобразовательной школы…Но кто этим будет заниматься? К сожалению, уровень финансовой грамотности педагогов не сильно отличается от уровня учеников. – Все равно, эти вопросы необходимо поднимать. В американских и европейских школах элементарной финансовой подготовке уделяют большое внимание, что, в частности, положительно влияет на деловую активность населения.Немаловажную роль в экономическом просвещении россиян может играть телевидение. Существует очень много программ, производства ВВС и других западных телекомпаний, которые в режиме реалити-шоу на наглядных, очень доступных примерах показывают, как правильно брать кредит, как решать те или иные финансовые сложности, как вести элементарный учет и планирование личных средств. И многое другое. У нас в стране, к сожалению, подобных проектов просто нет.Почему бы банковскому сообществу не выступить инициатором подобных проектов?– У меня позиция простая: каждый должен заниматься своим делом. Министерство образования должно создать программы, ликвидирующие тотальную экономическую безграмотность. Чтобы мы не читали статьи о несчастном клиенте, которого обманули, потому что он не прочитал договор, а просто его подписал…