«Viberi» Лица
«Viberi» ЛицаОлег Евсеенков:«Возможно, законсервируем ряд энергоблоков»Заместитель гендиректора по экономике и финансам «РАО ЭС Востока» рассказал «Выбери!by» об антикризисных мерах, принимаемых компаниейКак кризис повлияет на положение дел в энергетике?- В целом на отрасль – сильно. Уменьшились возможности по кредитованию и выросли процентные ставки. В дальнейшем, в связи с кризисом и из-за снижения спроса на электроэнергию, может быть приостановлен ряд инвестпроектов, в первую очередь, в центральной части страны. «РАО ЭС Востока» (РАО ЭСВ) с точки зрения спроса кризис пока затронул не очень существенно.Почему?- На Дальнем Востоке снижение электропотребления началось значительно позже других регионов страны — в ноябре-декабре. По предварительным оценкам, за эти месяцы падение составило примерно 2,5%, но в целом за 2008 год рост на территории сохранился. Если в центральной России много промышленных потребителей, то в Дальневосточном федеральном округе мы в основном поставляем электро- и тепловую энергию на бытовые и коммунальные нужды населения и в различные организации, например, воинские части. Добывающих предприятий немало, но они потребляют относительно немного электроэнергии — экскаваторы работают на дизтопливе, а основное энергопотребление приходится, конечно, на переработку. В нынешнем году спрос на электроэнергию, скорее всего, будет снижаться, и серьезно – в некоторых регионах он уже упал чуть ли не на 25%.Такая структура потребления в зоне ответственности, — хорошо или плохо для компании?- Есть свои положительные и отрицательные стороны. Промышленные потребители платят лучше, когда в экономике все хорошо. В кризис – стабильнее денежные потоки со стороны населения. В то же время, низкая доля промышленных производств на территории деятельности РАО ЭСВ ограничивает наши возможности для развития. Рост промышленного потребления во Владивостоке и южной части Приморья начнется ближе к 2012 году, когда будут сданы в эксплуатацию все проекты, построенные в рамках подготовки к саммиту Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества.Как вы боретесь с кризисом в своей компании?- Над сокращением затрат работаем все время, но теперь — интенсивнее. Из-за удаленности региона некоторые поставщики топлива получили на Дальнем Востоке доминирующее положение на рынке и пытаются этим пользоваться. О подобных случаях мы сообщаем в ФАС и активно привлекаем новых интересантов для участия в конкурсах на закупку топлива. Планируем ограничить рост зарплат. Возможно, законсервируем ряд энергоблоков электростанций с небольшой загрузкой. Соответственно, сократим персонал и ремонтные работы. Потребители будут получать электричество от других мощностей.Что положительного вы видите в кризисе-2008?- Сдуются многие «пузыри»: охладится рынок труда, стоимость рабочей силы станет объективнее, уменьшится стоимость сырья. Цены на мазут и дизтопливо до IV квартала росли бешеными темпами. Из-за этого по итогам 2008 года мы получили малоприятные финансовые результаты. Чтобы обеспечить работу станций осенью и зимой, во многие регионы Дальнего Востока топливо надо завозить летом. И мы вынужденно закупали его тогда, когда цены были высокие. Только в конце осени мазут и дизтопливо стали дешеветь вслед за нефтью. Но для нас эффект от снижения проявится лишь в 2009 году.Компания появилась в июле 2008 года результате реорганизации РАО «ЕЭС России» и пока что выглядит как ее копия в миниатюре. Или все же у вас есть качественные отличия?- Пока нет. Но это обусловлено спецификой территории. Разделение по видам деятельности на генерацию, транспортировку и сбыт, как это произошло в центральной России, здесь не было завершено. На изолированных, несвязанных друг с другом электрическими сетями территориях, остались АО-энерго как «при Чубайсе». Причина их сохранения — малые объемы регионального электропотребления, отсутствие физической возможности для перетока электроэнергии и, соответственно, невозможность создания конкурентного рынка. Для себя, в числе приоритетных, мы видим задачу — по мере развития на Дальнем Востоке производств повышать эффективность энергоснабжения, в том числе и за счет строительства новых мощностей. Это может привести к появлению конкурентного рынка.Назовите главную проблему компании. — Высокая кредиторская задолженность входящих в холдинг предприятий — более 44 млрд рублей. Соотношение долга к EBITDA равно шести — оптимальным для нас было бы его снижение раза в два в течение трех лет. Существенная часть этого долга досталась нам в наследство с компаниями со времен РАО «ЕЭС». Причины его образования просты — региональные тарифы, устанавливаемые на Дальнем Востоке, недостаточны для финансирования операционной деятельности и развития энергопредприятий. Компаниям приходилось привлекать кредиты для компенсации убытков, возникающих из-за недостаточности тарифов или задержек с перечислением госсубсидий. Часть долга обусловлена необходимостью нести значительные затраты на северный завоз топлива. Кроме того, некоторые «дочки» в отдельные годы фиксировали непокрытые убытки. И они привлекали кредиты для расчета с поставщиками — на ликвидацию кассовых разрывов. Хотя значительная часть долга связана со строительством различных объектов, прежде всего газопроводов.О каких газопроводах речь?- Одна из дочерних компаний холдинга, Дальневосточная генкомпания (ДГК), несколько лет назад приняла решение построить ответвления от магистрального газопровода до своих электростанций в Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре и Николаевске. Предполагалось уменьшить затраты, заменив мазут на газ. Последняя из станций, Николаевская ТЭЦ, была переведена на газ в конце 2008 года. Теперь мы планируем продать построенные объекты. Скорее всего, «Газпрому». Эксплуатация газопроводов — непрофильный для холдинга бизнес. По расчетам, проект должен окупиться примерно за 5 лет, но в кризис нужны деньги.За счет чего еще вы намерены уменьшать задолженность?- За счет текущей деятельности РАО ЭСВспособна погасить имеющийся долг за 6 лет. Но мы не ставим перед собой такой цели. Банки этого тоже не требуют — их интересует не отсутствие долга, а его соотношение с денежным потоком. Последний формируется, в том числе, за счет неиспользованной амортизации. За счет этого ресурса и продажи газопроводов, мы предполагаем снизить текущую задолженность. Новых кредитов нам не требуется, однако основную часть долга нужно погасить в 2009 году.Кредиты не потребуются только в том случае, если холдинг не будет заниматься новым строительством. Но ваши фонды изношены – строить придется…- Износ основных энергофондов на территории Дальнего Востока действительно один из самых высоких в стране. Но мы предполагаем строить новые объекты, прежде всего, за счет использования средств Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года». Уровень необходимого энергостроительства по ней исчисляется десятками миллиардов рублей. Есть утвержденный вариант программы, но недавно мы обратились в правительство с предложением по его корректировке — с включением в него дополнительного объема средств на финансирование новых энергообъектов. 26 февраля правительство будет рассматривать скорректированную инвестпрограмму электроэнергетики, в том числе нашего холдинга.Как изменилось в условиях кризиса отношение к компании как заемщику?- Не скажу, что у нас появились существенные проблемы. Но банки и другие кредитные организации сейчас, в условиях кризиса переоценивают риски, повышают требования к качеству предоставляемого обеспечения. Раньше почти все кредиты дочерним компаниям РАО ЭСВ предоставлялись без обеспечения. Теперь банки просят либо оформить имущество в залог, либо поручительство. Обычно речь идет о транспортных средствах или непроизводственных зданиях, например, офисах аппарата управления, или запасах топлива.Государству принадлежит 52,7% в РАО ЭСВ. Этот факт вам помогает общаться с банками?- Госучастие в капитале мало влияет на взаимоотношения с банками. Государство – один из акционеров холдинга наряду с остальными 300 тыс. И то, что РАО ЭСВ — наполовину госкомпания, не освобождает нас от соблюдения Гражданского кодекса и других обязательств. Если мы не заплатим по счетам, то к любой из наших «дочек» может быть предъявлен иск о признании банкротом.Что вы хотите сказать клиентам?- Прошу вовремя рассчитываться за предоставленные услуги. Все мы в одной лодке. Вовремя неоплаченные квитанции ведут к задержкам оплаты услуг перед поставщиками. Из-за этого у дочерних компаний холдинга могут возникнуть проблемы со своевременным финансированием поставок топлива, в том числе «северного завоза», соответственно с производством электро- и тепловой энергии.Беседовала Ольга Шевель
Рубрики