«Viberi» Лица
«Viberi» ЛицаДиректор по развитию авиационного сектора «Базового элемента» считает, что компания сможет получить максимальную синергию из взаимодействия пяти кубанских аэропортов.Что предполагает реорганизация активов, которую проводит «Базэл»? — Обычно под словом реорганизация понимаются различные структурные изменения, в том числе юридического характера, появление новых подразделений. У нас же, скорее, работа направлена на повышение эффективности авиационных активов, как аэропортов, объединенных под управлением «Базэл-Аэро», так и «Авиалиний Кубани».Превращение сектора в боеспособную единицу?- Активы, которыми мы занимаемся, во всем – от организации, до состояния, носят на себе оттенок прошлого века. Наша задача действительно состоит в том, чтобы обновить аэропортовую инфраструктуру, внедрив современные технологии. В апреле планируется ввод нового пассажирского терминала в Сочи. Он будет полностью оснащен современным оборудованием, которое отвечает всем необходимым требованиям по эффективности, скорости и качеству обслуживания пассажиров и обработки их багажа. Одновременно мы стремимся повысить эффективность работы каждого сотрудника. Естественно, технологическая модернизация должна быть распространена на все аэропорты «Базэл-Аэро». Помимо международного аэропорта Сочи, который по уровню должен стать в одном ряду с «Домодедово» и новыми терминалами «Шереметьево», в структуре аэропортового бизнеса «Базэла» аэропорты в Краснодаре и Анапа, введенный в эксплуатацию в мае аэропорт Геленджика, а также небольшой аэропорт в Ейске.Государство оказывает поддержку, учитывая, что аэропорты «Базэла» локализованы в крае, где будет проходить Олимпиада? — Новый аэропорт в Сочи официально включен в перечень олимпийских объектов. В связи с этим его строительство, сроки, объем выполненных работ контролируется на уровне правительства. Кроме того, государство в лице Минтранса и ФГУП «Ассоциация гражданских аэропортов» занимается обновлением и реконструкцией плоскостных сооружений — перронов, взлетно-посадочных полос, рулежных полос и других объектов аэродромной инфраструктуры. С их стороны в Сочи уже проведена достаточно серьезная работа, в этом году начинается расширение перронов для стоянок самолетов. Государство серьезно вкладывается в развитие инфраструктуры, обеспечивающей безопасность полетов. А мы, как частный инвестор, оператор аэропорта, делаем свой объем работ – занимаемся развитием аэропортового комплекса, нацеленного на обслуживание пассажиров и грузов. Похожую совместную программу мы реализуем в Геленджике, где основная часть федеральных работ уже закончена – построена полоса и перрон. Надеемся такой же подход распространить на Анапу с Краснодаром. Оба аэропорта включены в ФЦП по модернизации аэропортов – надеемся, что в Анапе работы начнутся в этом году, а с 2011 года – в Краснодаре.На какой уровень рентабельности по аэропортам вы рассчитываете?- Если смотреть мировые индустриальные показатели, то у наиболее эффективных операторов аэропортов, таких как сингапурский аэропорт Changi, аэропорт Франкфурта или Гонконга, рентабельность превышает 30%. А в менее продвинутых аэропортах может доходить до 15-20%. В нашем случае одной из самых существенных затратных статей является арендная плата за пользование аэродромной частью. Получается, те деньги, которые государство вкладывает в ремонт, поступают ему обратно в виде арендных платежей. Уровень рентабельности во многом зависит от степени развитости аэродрома, что определяет объем инвестиций в текущем периоде. Мы рассчитываем, что показатели в 15% рентабельности будут для нас достижимы. В целом по результатам 2009 года, наши аэропорты хоть и зафиксировали падение пассажиропотока из-за общей кризисной ситуации, но мы все же смогли получить положительный финансовый результат.Расскажите о консолидированных цифрах?- Консолидированная отчетность по всем единицам Авиационного сектора по итогам 2009 года еще готовится, поэтому финальных цифр я пока назвать не могу. Но в качественном плане мы довольны как полученными результатами, так и общим изменением тенденции в работе наших активов – переходе на более эффективную работу в жестких конкурентных условиях. При этом внутренние отношения между нашими активами, например, между аэропортами и «Авиалиниями Кубани», строятся исключительно на коммерческой основе, без элементов кросс-субсидирования или политики рыночного предпочтения. Для нас это разные самостоятельные виды бизнеса. Они, конечно, взаимно дополняют друг друга и снижают общие риски инвестиций, но деньги каждый должен зарабатывать самостоятельно. Если говорить о предпочтениях, то они есть только в том плане, что АЛК, являясь базовой авиакомпанией в аэропорту Краснодар, обеспечивает больший объем перевозок, чем другие авиаперевозчики.Поставлена ли перед вами задача – выйти к такому-то году на такие-то финансовые показатели?- Наша задача сформулирована иначе: инвестировать в развитие наших активов и обеспечить эффективность инвестиций. В течение последних нескольких лет акцент был сделан не только на достижение положительного финансового результата, но и на качественное развитие. Это значит, что каждый актив сектора должен выйти на уровень плановой постоянно-устойчивой рентабельности, при этом инфраструктура из старого советского состояния должна перейти на новый концептуальный уровень. Реализация такого подхода позволит обеспечить будущую прибыльность активов. Как раз для того, чтобы наши бизнесы закрепились в плюсе, им необходимо задать правильный вектор за счет обновления инфраструктуры и технологий.В чем выражается преимущество, которое имеет «Базел», владея сразу пятью аэродромами на юге страны? — Наши активы дополняют друг друга. А преимущества перед конкурентами очевидны: аэропорты полностью контролируют «воздушные ворота» на Черноморские курорты и на Кубань. У каждого аэропорта свое устойчивое маркетинговое позиционирование – они не конкурируют друг с другом, занимаются развитием отдельных нишевых направлений. В частности, Сочи ориентирован на отдых класса «люкс» и зимние виды спорта, Краснодар, как столица региона, имеет ярко выраженную бизнес-направленность, Анапа – семейный отдых с детьми, Геленджик занимается развитием молодежного туристического потока. Это очень близко пересекается с туристической концепцией развития, предлагаемой краевой администрацией и местными органами власти. В этом контексте базовый перевозчик Краснодарского края «Авиалинии Кубани» является для нас основным инструментом генерирования пассажиропотока в наших аэропортах, в тоже время. Любой аэропорт без базовой авиакомпании — актив без будущего.За счет каких средств вы ведете проект?- Состояние авиационного сектора устойчивое, даже 2009 год мы прошли достаточно спокойно. Ключевым вопросом было определение источника внешнего финансирования под завершение строительства терминала в Сочи. Кредитором стал ВЭБ, предоставив аэропорту Сочи заем до 2018 года в размере 5,4 млрд рублей. Сначала банк проверил платежеспособность «Базэл-Аэро» и пришел к выводу, что это устойчивый актив, который реализует потенциально успешный проект. Почти в любом инвестиционном аэропортовом проекте объем стартовых расходов и вложений очень существенен в начале, при этом возврат средств идет в течение длительного периода — до 15 лет.Вы можете купать какой-либо профильный актив, например, «Авиалинии Дагестана»?- Все-таки нашим ключевым бизнесом является аэропортовая деятельность, поэтому если мы рассматривает новые проекты, то они скорее связаны именно с аэропортами, а не авиакомпаниями. Конечно, как инвестиционная группа, мы присматриваемся к различным авиаактивам. Но чтобы ответить, будем ли мы пытаться их приобрести, необходим тщательный анализ. Мы обсуждаем несколько проектов, и не только на юге России. По нашей модели предполагается, что управление аэропортами будет осуществляться из единого центра, чтобы обеспечить через «Базэл Аэро» оптимизацию административных расходов, а также обеспечить эффективность операционной и коммерческой деятельности в соответствии с едиными стандартами работы. Естественно, предпочтения будем отдавать тем вариантам, которые приносят не только доходы в денежном выражении, но и дают дополнительный синергетический эффект существующему портфелю аэропортов прежде всего за счет оптимизации использования имеющихся финансовых и производственных ресурсов и персонала.Беседовала Ольга Шевель
Рубрики