Рубрики
Статьи

«Viberi» Лица

«Viberi» Лица
«Viberi» ЛицаИрина Матвеева:«С лета прошлого года банк дважды повышал ставку по кредитам»Вице-президент по экономике и финансам «Комстар-ОТС» Ирина Матвеева уверена: «дно» для ее компании миновалоИрина, какие антикризисные меры принимает «Комстар-ОТС»?- Мы показали хорошие результаты за 2008 год, в том числе, за четвертый квартал. В том числе потому, что уже тогда применили все антикризисные меры, намеченные в сентябре. Одна из таких мер — сокращение затрат, в основном, на маркетинг и рекламу. Эти расходы имеют смысл, когда речь идет об активном наборе абонентов. Сейчас основная задача компании в Москве не столько увеличение абонентской базы широкополосного доступа, сколько расширение услуг и улучшение сервиса. Изменились задачи – используются другие способы решения.Расходы на рекламу сокращались на какой-то процент или закрывались рекламные проекты по определенным критериям?- Финансисты задавали предельную величину расходов. А департамент маркетинга решал, на что конкретно пойдут эти деньги. При выборе рекламного носителя основными критериями стали стоимость и эффективность. Стоимость рассчитывается финансовым подразделением, эффективность оценивается департаментом маркетинга. В целом компания отказалась от имиджевой рекламы, перейдя на продуктовую. В первую очередь, отсекли самое легкое — все планируемые, но неподписанные договоры. Например, под эту категорию попали билборды. Мы не просто убираем рекламные щиты, но активно развиваем направление таргетированной рекламы, используем интернет, который не только меньше стоит, но и более эффективен. Сократились объемы затрат на рекламу в печати. А доля интернет-рекламы увеличилась. Не будем забывать, что «Комстар», особенно в Москве, имеет прямой доступ к абонентской базе через счета МГТС. В соответствии с законом «О связи» компания обязана их рассылать. А ведь это прекрасный рекламный носитель, который мы также стали использовать для продвижения своих услуг. Мы специально купили печатное оборудование, которое позволяет запаковывать длинные листы с широким полем.Но ведь оборудование было куплено до кризиса?- Когда планировали покупку, рассматривали возможности снизить затраты на доставку счетов, поскольку это существенная доля в структуре затрат. В результате выбрали вариант, когда счета складываются в конверты. И получили возможность использовать их как рекламный носитель. Стоимость дополнительной печати рекламы несопоставима с затратами на использование другого рекламного носителя, тем более что средства на печать и доставку расходуются в любом случае.Какие еще направления, кроме рекламы, подверглись преобразованиям?- Наши технические специалисты провели огромную работу с подрядчиками, обсуждая изменения условий договоров. Например, за время кризиса очень подешевели строительно-монтажные работы. Кроме того, для контрактов, номинированных в рублях, мы составили типовые договоры с новыми принципами рассрочки. Ранее аванс доходил до 50%, оставшаяся часть выплачивалась в течение 5-10 дней после подписания акта сдачи-приемки выполненных работ. Теперь аванс составляет не более 15%. Жестко определяются сроки второго платежа (30-40%), когда происходит окончательный расчет. Обычно рассрочка составляет 2-3 месяца, ее длительность зависит от направленности работ – для клиента или собственных нужд. Если речь идет о клиенте, которого надо срочно подключить, то условия оплаты будут более благоприятными для подрядчика. Если же предстоят инфраструктурные работы, то привязки к срокам нет.Не совсем понятно, как вы можете диктовать условия такой братской компании, как «Ситроникс»? Какова его доля в поставках оборудования для «Комстара»?- Нас об этом часто спрашивают. Вне зависимости от наличия или отсутствия аффилированности, у нас для всех одинаковые условия. О доле «Ситроникса» в поставках оборудования сказать не могу, потому что все поставки привязаны к конкретным проектам. Основное, что нас интересует – условия финансирования. Чем дольше сроки, тем предпочтительнее контракт.Не приходится ли за сроки расплачиваться процентами, как оцениваете эффективность затрат?- Рассчитываем эффективную стоимость оборудования (сумма всех затрат по договору поставки оборудования с учетом стоимости финансирования), сравниваем со стоимостью капитала и с альтернативными предложениями. Выбирается оборудование с наименьшей эффективной стоимостью, причем стоимость вендерного финансирования должна быть меньше стоимости банковского.Как изменились валютные договора?- Валютные расчеты либо «привязали» к фиксированному курсу, либо перезаключили договоры на рубли.Любой оператор сети связи или передачи данных обязательно использует иностранное оборудование. А разве возможно покупать его на рубли?- С кризисом оборудование значительно подешевело, его поставщики, в том числе импортеры, предлагают очень интересные условия, например, рассрочки до 3-5 лет. В структуре капитальных затрат расходы на оборудование составляют не более 20%. Остальные 80% — это затраты на строительно-монтажные работы. Наше финансовое положение зависит скорее от изменения платежеспособного спроса, нежели от изменения курса доллара. Конечно, остались расходы, «привязанные» к долларовым контрактам: закупка контента, аренда каналов у нерезидентов. Но на них приходится меньше 10% затрат компании. Что касается займов, то после оплаты опциона «пут» (в августе 2008 года компания выкупила у Access Industries 11% своих акций – «Выбери!by») 99% кредитов «Комстара» — в рублях. «Львиная» доля нашей задолженности приходится на кредит Сбербанка (26 млрд рублей). С прошлого года банк дважды менял процентную ставку: летом 2008 года мы платили 7,6%, осенью — 9,5%, а с 1 января — 13,35% годовых.Как изменился бюджет компании после переговоров с поставщиками?- Формально утверждается бюджет на год. Но во время кризиса основным ориентиром служит квартальный бюджет. Кроме того, величина затратных статей постоянно колеблется. Каждый договор жестко проверяется на целесообразность.В продолжение разговора о сокращении затрат, изменились принципы оплаты труда. Пострадала премиальная часть, в том числе топ-менеджеров, которая напрямую зависела и зависит от финансовых результатов компании. У наших топ-менеджеров теперь любимая шутка «я прикупил OIBD’ы». В целом по компании потеря доходов была компенсирована за счет увеличения рублевой фиксированной части – на 6-8%.Как оцениваете антикризисные меры правительства?- Хорошо, что удержали рубль в определенном коридоре. И не потому, что у нас много валютных контрактов. Просто мы видим связь между платежеспособным спросом и курсом. И для нас это говорит о том, как будет развиваться компания.Ноябрь для корпоративных клиентов был самым тяжелым месяцем. Мы увидели, как кризис отразился на девелоперах и автодилерах. В декабре-январе-феврале крупные клиенты задерживали платежи. Но сейчас все вернулось на прежние позиции.Примечательный факт: значительно растут поступления от физических лиц. В том числе потому, что люди переходят на надомную работу. То есть кризис пока не докатился до физических лиц, а коснулся только корпоративного сегмента. И если курс удастся удержать, то физлица кризиса не почувствуют. Мы понимаем, что надо делать. Персонал не сокращаем. Конечно, есть планы по оптимизации численности, но они связаны со структурными преобразованиями и не корректировались из-за кризиса.Беседовала Наталья Анищук