Рубрики
Статьи

«Viberi» Лица

«Viberi» Лица
«Viberi» ЛицаАлексей Бобров:«Мы за сохранение чистоты формата гипермаркетов»Генеральный директор и председатель правления розничной сети «Лента» рассказал «Выбери!by», что переговоры с Wal-Mart начались еще в начале 2008 года, и поделился планами развития компанииКак изменились перспективы «Ленты» из-за кризиса? – Он внес свои коррективы в дальнейшее развитие российской экономики в целом, и стал для большинства компаний серьезным испытанием. Ритейлу, как отрасли, ориентированной на постоянный бурный рост, пришлось одному из первых принимать непростые решения – сокращать долгосрочные инвестиционные программы, оптимизировать операционные расходы и более осмотрительно строить планы. Новое положение вещей потребовало пересматривать и привычные устоявшиеся процессы, заставило многие аспекты деятельности перевести в «ручное управление». Мы, как и остальные ритейлеры, стали более внимательно относиться к затратам. Сейчас этап адаптации к новым условиям во многом пройден, найдены новые эффективные решения, для управления ситуацией.На мой взгляд, компании потребительского сектора гораздо меньше подвержены влиянию кризиса, чем все остальные секторы. Продукты питания – одна из наиболее востребованных категорий. Поскольку «Лента» в большей степени ориентирована на продовольственный сегмент рынка, мы считаем, что последствия кризиса для нас не будут серьезными.Состояние гипермаркетов отличается от других форматов магазинов?– В связи с происходящими изменениями уровня благосостояния населения, наиболее востребованными в России в целом будут два формата – магазин-дискаунтер у дома и экономичный гипермаркет. Популярность первого обусловлена желанием покупателей экономить на покупках продуктов питания, а также психологической установкой «меньше средний чек — больше экономия». Наши исследования показывают: многие покупатели считают, что они тратят меньше, покупая в магазинах у дома. При этом ценовые мониторинги говорят об обратном. Дело в том, что значительная часть людей не ведет учета затрат на покупки, а ориентируется на стоимость разовой закупки, которая в магазинах у дома составляет 200-500 рублей. Средний чек в гипермаркетах существенно выше.Однако формат экономичного гипермаркета, в котором работает «Лента», дает заметную экономию при покупке стандартной потребительской корзины, а также стимулирует покупателей быть более рациональными в тратах. По данным ценовых мониторингов, в среднем по городам присутствия «Ленты» стоимость продуктовой корзины в нашей сети на 11% ниже, чем у ближайших конкурентов. Кроме того, покупки в гипермаркетах совершаются 1 — 2 раза в неделю, что помогает покупателям планировать их заранее и сводить к минимуму незапланированные траты, возникающие при частом посещении магазинов (например, магазинов у дома). Поэтому мы сосредоточимся на совершенствовании и развитии нашего формата.Как меняется потребительский спрос — на примере гипермаркетов?- Покупатели более внимательно относятся к затратам, отдавая предпочтение недорогим товарам. Это особенно чувствуется по регионам с крупными единичными градообразующими предприятиями. Гораздо более важным фактором при выборе товара для потребителей стала цена. Если в середине 2008 года люди обращали внимание на ассортимент товаров, месторасположение магазина, то сегодня на первое место выходит цена. Покупателей больше волнует стоимость покупки и соотношение «цена-качество». Мы отмечаем, что количество SKU немного снизилось в среднем чеке, но при этом выросло количество покупателей, поэтому общая выручка никак не пострадала.Вы меняете ассортиментную политику в связи с изменением потребительского поведения?– Исследования показывают, что в первую очередь изменения коснутся затрат на развлечения, дорогую одежду, досуг, дорогостоящие товары длительного пользования. И в последнюю очередь — затрат на продукты питания, товары для детей, непродовольственные товары первой необходимости. Более востребованными будут товары среднего и эконом-сегментов и продукты под частными марками. Мы учитываем это и корректируем ассортиментную политику. Раньше премиальный сегмент занимал у нас до 20%, теперь сокращен до 10%. Товары среднего ценового сегмента заняли приблизительно 50%, остальное приходится на товары низкого ценового сегмента. Но в первую очередь мы будем ориентироваться на потребности покупателя и товары-лидеры в тех или иных категориях.Планируете сделки М&A?– Это не является нашей стратегической задачей. Вопрос, скорее, к акционерам, чем операционному менеджменту. Я не думаю, что для «Ленты» это будет основной стратегией роста в 2009 году. Мы по-прежнему нацелены на органический рост. Безусловно, все интересные предложения, которые подходят нам по формату, будем рассматривать. К сожалению, таких предложений не так много. Мы очень строго следим за соблюдением своих технологий, наши критерии отбора очень высоки. Почти все магазины построены по одному проекту. Найти помещения, которые соответствуют нашей планировке, сложно. Мы за сохранение чистоты формата гипермаркетов. И строительство, к сожалению, пока было единственным путем.Насколько выгодными могут стать такие поглощения для акул розничного бизнеса?- Вопрос в предмете поглощения. В регионах есть независимые компании, которые обладают большой долей рынка. Но в силу того, что в последнее время очень активно развивались, привлекали много заемных средств, испытывают серьезные финансовые проблемы. Наверно, это интересный объект для поглощения. Но есть компании другого рода, которые стагнировали и до кризиса – менее интересные объекты.Консолидация оздоровит отрасль?- В какой-то степени, да. Цивилизованные форматы, которые развивают лидеры отрасли, в большей степени конкурентоспособны и ориентированы на будущее, чем другие, еще существующие в регионах.Насколько осложняет вашу работу укрупнение конкурентов?- Не думаю, что на нас заметно это влияет. В некоторой степени это влияет на закупочную силу наших конкурентов. Пока эта тенденция не является заметной.Ходят слухи, что «Ленту» собирается купить Wal-Mart…- Вопрос к акционерам. Весь прошлый год шли переговоры, в какой стадии они находятся сейчас, мне сложно сказать.Приход глобальных розничных компаний неизбежен? — В долгосрочной перспективе — да.Как «Ленте» решаются в проблемы с финансированием оборотного капитала?- Мы приняли осознанное решение не наращивать объемы привлекаемых средств. Небольшие увеличения отдельных кредитных линий происходят в замещение предыдущих займов. У нас четкая структура баланса, которая не менялась с середины 2008 года: есть определенный объем долгосрочных и краткосрочных кредитных средств, из которых мы финансируем оборотный капитал. Отсрочки платежей поставщикам стараемся не увеличивать.Какой у «Ленты» средний срок возврата товарных кредитов?- Сильно зависит от категории товаров. По социально значимым продуктам – просрочек либо нет, либо они минимальны. По многим товарам, особенно, по свежим овощам и фруктам, она резко сократилась и составляет не более десяти дней. По сети в целом цифра колеблется в пределах 30 дней.Вы сокращаете инвестиции?- Да, доступ к заемным средствам резко сократился. Поэтому все инвестпланы приходится реализовывать на собственные средства. В 2009 году программа-минимум — открыть 2-3 торговых комплекса, которые уже находятся в очень высокой степени строительной готовности. Активизация программы развития будет зависеть от улучшения рыночной конъюнктуры. Однако, несмотря на все экономические коллизии, мы планируем в 2009 году прирост оборота на 28% в рублях. Возможно небольшое увеличение EBITDA за счет оптимизации внутренних процессов.Что входит в антикризисный пакет мер?- Целый набор мероприятий. И это не краткосрочные, вырванные из контекста резкие сокращения, отказ от каких-то функций. Это планомерная перестройка всей внутренней работы. В первом квартале перед каждым департаментом стояли по 2-3 конкретных задачи. Для коммерческой службы – пересмотр ассортимента, ввод высокооборачиваемых позиций, изменение типового договора и порядка продажи наших маркетинговых услуг поставщикам. Для финансовой службы – изменение кредитного портфеля и, возможно, его реструктуризация, переход от валютных кредитов к рублевым. Для службы персонала – изменение внутренней организационной структуры и отказ от некоторых функций, которые позволят нам в дальнейшем оптимизировать количество сотрудников и перераспределить эти обязанности внутри компании. Для службы развития и строительства – сокращение бюджета, оптимизация типового проекта.Что позитивного и негативного вы видите в кризисе-2009?- Я не сторонник теории, что кризис – позитивное явление. В этом отношении мне очень нравится высказывание [предправления Сбербанка] Германа Грефа: глупо радоваться тому, что можно много читать книги, когда сломал ногу. Я считаю, что в большей степени кризис — негативный эффект. Для розничного рынка он, прежде всего, будет складываться в замедлении роста. В последнее время ритейл развивался очень быстро: на 50% ежегодно, мы открывали по 8-10 гипермаркетов в год. Цивилизованная розничная торговля продвигалась из столиц в регионы России. Теперь этот процесс опять замедлится, потребуется время, чтобы он возобновился. Это самое негативное.Беседовала Ирина Доржиева