«Viberi» Лица
«Viberi» ЛицаЮрий Юдин:«Нас ждет 5–6 кратный рост на некоторых современных художников и на антиквариат…»Член-корреспондент Международной академии искусства и культуры Юрий Юдин считает, что кризис – очень хорошее время для инвестиций в искусство и антиквариат. Но при этом выгодные покупки можно делать в любое время. Беседовал Олег МаксименкоЮрий Сергеевич, как мировой финансовый кризис отразился на российском арт-рынке?– Во всех галереях наблюдается снижение продаж. Причем эта тенденция коснулась не только молодых, не очень хорошо раскрученных художников, но и мастеров, обладающих серьезным именем и авторитетом.То есть упали первичные продажи или вторичный рынок тоже просел?– Среди моих друзей есть люди, занимающиеся антиквариатом, включая золотой век советской живописи, всегда успешно продававшейся на российском рынке, имевшей устойчивый спрос. Они также отмечают существенное уменьшение количества сделок и снижение цен на произведения искусства.Насколько сильно упали цены?– Не очень сильно. Последний московский аукцион соцреализма, который проходил в декабре 2009 года в галерее «Совком» показал снижение стоимости некоторых работ на 20–30%. Некоторые из некогда успешных лотов вообще не были проданы. Даже на произведения Константина Коровина цены были ниже, чем обычно, и некоторые работы так и не нашли своего покупателя.То есть аукцион «Совком» стал неким индикатором отечественного рынка?– Можно и так сказать. Во всяком случае, это касается русских и советских художников. Антикварные салоны показали ту же динамику – одни из последних торгов меня просто поразили: великолепная работа голландского художника «серебряного» века, зимний пейзаж, обладающий всей экспертизой, предлагался всего за несколько тысяч долларов. При этом картины такого же уровня мастерства, принадлежащие кисти современных художников, стоят в разы больше. Так что, в наши дни, имея свободные деньги, можно очень неплохо пополнить свою коллекцию или сделать хорошие инвестиции.То есть с сентября 2008-го по декабрь 2009-го было очень хорошее время для приобретения предметов искусства и антиквариата?– Безусловно! И это не только российская тенденция – та же картина наблюдается на западных арт-рынках и рынках антиквариата. Сейчас во всем мире идеальное время для пополнения коллекций: можно за относительно небольшие деньги приобрести великолепные работы. Правда, эта тенденция почти не коснулась шедевров – Пикассо, Эль Греко, Айвазовский, Репин и другие титаны – не подешевели.Это касается коллекций. А был ли смысл приобретать живопись и графику в инвестиционных целях, с перспективой продажи через 3–5 лет? – Конечно. Всегда есть смысл вкладывать деньги в произведения искусства, в красоту, в то, что нетленно.Насколько упали цены на современное искусство?– Работы второй половины XX в. и начала XXI в. подешевели примерно на 30–40%. Это минимум.Это не так уж много. Как вы думаете, как быстро цена вернется на прежний уровень?– Не готов гадать на кофейной гуще. Россия – страна с отличным экономическим потенциалом. Поэтому есть все основания считать, что недалек тот час, когда нынешние цены на искусство вырастут на 300–500%.О какой перспективе роста можно говорить на ближайшие 10 лет?– Думаю, что наш ждет 5–6 кратный рост на некоторых современных художников и на антиквариат. Не исключено, что увеличение цены будет существенно больше.Считается, что самым недооцененным является современное искусство…– Не всегда. Отечественный арт-рынок все больше и больше поднимает голову, появляются проекты и художники, которые продаются за десятки и сотни тысяч евро. При этом наблюдается перспектива к росту. Например, Илья Кабаков, как стоил миллион долларов за картину, так и стоит, а может, даже растет…Но картину за миллион долларов не каждый инвестор может себе позволить. – Цены на работы мастеров такого уровня диктует западный арт-рынок. Там же осуществляются основные продажи.У них хорошая перспектива к росту?– Разумеется! И все, кто во время кризиса купил предметы искусства и антиквариат, сделал очень хорошее вложение – «дивиденды» от таких инвестиций не обманут самые смелые ожидания.Как в ближайшем будущем будут развиваться события на отечественном арт-рынке?– Я оптимист. Для меня очень показательной стала обстановка в московском Центральном доме художника и возле него. В ноябре 2008 года это была пустыня: никого не было ни внутри ЦДХ, ни на набережной, возле него – даже художников как волной смыло. Но уже в декабре 2009-го там наблюдалось огромное количество людей. На набережной, условно говоря, в низовом арт-рынке пошли продажи. Это говорит об оживлении и тенденции к росту.Эксперты и художники постоянно обсуждают критерии оценки живописи. С одной стороны, когда покупаешь Айвазовского, то понятно, с кем имеешь дело и из чего складывается цена на его работы. А как оценить нашего с вами современника? Существуют ли способы для определения перспективности? На что следует обращать внимание при покупке, кроме нравится – не нравится? – У меня сложное и неоднозначное отношение к различного рода рейтингам – в определенной степени я сам от них завишу. Пожалуй, однозначные критерии успешного художника это: большое количество выставок, публикации в приличных изданиях, участие в российских и международных благотворительных проектах. Желательно, чтобы сам мастер не был маргиналом – он должен жить, пусть не богато, но прилично, иметь семью, образование – профессиональную базу.Как говорят банкиры – нужно иметь кредитную историю…– Конечно. В одночасье гении не рождаются. Я не верю, что мальчик проснулся и написал абстрактную вещь по содержанию превзошедшую великого Кандинского или Малевича.Очень многие эксперты предостерегают от покупок на набережной у ЦДХ. В частности, они считают, что это неоправданный риск.– К работам с этой набережной следует относиться как к сувенирной продукции. Когда вы на одном из московских вещевых рынков покупаете себе пиджак, то вы же понимаете, что купили не haute couture Пьера Кардена.Согласен, что на вещевом рынке не Пьер Карден, а его имитация – более, а чаще всего менее качественная. Но у ЦДХ сам художник продает собственные работы…– Я не хочу обижать коллег по цеху, которые там стоят в мороз и продают свои работы. Не исключено, что и на набережной у ЦДХ можно встретить будущего гения и приобрести у него замечательную картину.Но для этого нужно хорошо в этом разбираться…– Разумеется. На таких «вернисажах» может быть много работ а ля кто-то из мастеров. Или качественный принт, выполненный краской…Кстати о принтах. Некоторые эксперты утверждают, что «принтованность» художника говорит в его пользу: если он пользуется такой популярностью, то стоит покупать оригиналы данного мастера.– Абсолютно с этим согласен. В России принт-бизнес, к сожалению, не очень развит. У нас не сложился такой взгляд: «пусть принт, но великого художника». Наши соотечественники люди крайностей – либо оригинал, либо ничего. Может это и хорошо, не знаю.Я за то, чтобы в жизни было больше красоты, даже красивости. Хотите иметь приличную работу в подарок своей любимой или шефу? Посчитайте, сколько у вас денег. Если в районе 50 тыс. рублей, идите в галерею, посоветуйтесь и вам выберут очень неплохого художника с хорошей историей. Если 20–30 тыс. рублей или даже 5 тыс. рублей, сходите на набережную у ЦДХ, поговорите с художниками и приобретите если не живопись, то приличную акварель. В любом случае – порадуйте своих близких. И кто знает, а вдруг вы приобрели будущего Саврасова или Левитана. Шанс, что вы купите шедевр на набережной, не велик, но он есть.Есть рекомендация, что лучше всего покупать картины не в галерее, а в мастерской непосредственно у самого художника. Вы согласны с такой точкой зрения?– Экономически это самый выгодный вариант. Не забывайте, что любой посредник работает за проценты, увеличивающие стоимость работы. При этом следует учитывать, что любая галерея, как правило, много вкладывает в художника. Она его пиарит, дает публикации, выпускает каталоги, вкладывает немалые деньги в его будущее. Часто галереи берут под крыло молодых талантливых художников – покупают картины, дают деньги на жизнь. Это своего рода меценатство. И естественно, что галерея хочет вернуть вложенное с процентами.Галерея – это коммерческая организация. И нет ничего плохого в том, что она что-то зарабатывает на перепродаже. От этого выигрывают все: художник получает деньги для своего творчества, а галерея укрепляет свой брэнд. К тому же, все проценты оговариваются. Никто не заинтересован в безумных ценах – все хотят продаж. И в конечном итоге, все решает художник – если он не согласен с ценовой политикой галереи, то может отказаться от ее услуг.Кризис заканчивается, а вместе с ним уходит время для выгодного приобретения предметов искусства. Получается, кто успел – то и съел…– Время для выгодных покупок никогда не уходит. Но сегодня купить акварель хорошего художника начала XX века за $300 уже почти невозможно. Поэтому следует успевать, покупать, действовать… Юрий ЮдинРодился 19 апреля 1962 года в Москве.Образование: МГХПУ им С.Г.Строганова (1989); стипендиат Школы изящных искусств г. Марсель, Франция (1995).Опыт работы:
В 2008 году стал членом-корреспондентом Международной академии искусства и культуры.1993–1997 – жил и работал за границей (Франция, Германия, Бельгия).С 1987 года участвовал в 25 выставках в России и за рубежом (8 персональных).Является членом Союза художников России, Объединенного горкома графиков (живописная секция) и Международного объединения (IFA) – Юнеско.Награды: медаль «Национальное достояние России» (2007), орден «Служение искусству» (2008).Семейное положение: женат, трое взрослых детей, внучка.
Рубрики