Рубрики
Статьи

«Viberi» Лица

«Viberi» Лица
«Viberi» ЛицаДмитрий Колчанов:«Мы готовим бизнес к любому развитию событий»Генеральный директор Jaguar Land Rover Russia рассказал о продажах премиум-брэндов в кризис и о том, сколько будут стоить автомобили в 2009 годуДмитрий, как ваша компания переживает непростые времена: сотрудников сокращаете?- Нет, мы как раз пока набираем. Причины две. Во-первых, бизнес очень вырос за последние годы: в 2004-м нас было 10 человек, а сегодня в 6 раз больше. Кроме того, активно росла дилерская сеть, а соответственно и количество людей, которые поддерживают на адекватном уровне отношения с нашими дилерами. Ну и во-вторых, как вы знаете, сейчас происходит наше отделение от Ford, связанное с покупкой JLR индийской компанией Tata. И если до этого мы с Ford являлись единым юридическим лицом – такие органы как бухгалтерия, логистика, и прочие были централизованы, — то теперь нам эти службы надо создавать самим, поэтому нужны люди.А непрофильные отделы не закроете?- Такого в планах тоже нет: единственное что мы сделаем – это, возможно, перераспределим ресурсы внутри себя: например, сейчас деятельность по расширению дилерской сети не будет столь активной, как раньше. Но это опять же не означает, что мы кого-то из-за этого сократим – вместо этого скорректируем деятельность отделов в рамках текущих задач.Что можете сказать о результатах российских продаж обоих брэндов, учитывая ситуацию на рынке?- Мы довольны тем, как идет бизнес и Land Rover, и Jaguar. Очень высокие результаты эти марки показали за 7 лет работы в России. По LR мы вышли на третье место в мире по продажам после Соединенных Штатов и домашнего рынка — Англии. Что еще более приятно, здесь по результатам продаж с января по октябрь этого LR занял первое место в премиум-секторе, опередив Audi, Mercedes, Bentley и даже Volvo. На самом деле феноменальное достижение, потому что у LR очень короткий модельный ряд – 5 машин всего, тогда как у конкурентов бывает по 10. Более того, Россия – одна из немногих стран, где эта марка так популярна.А что касается Jaguar, то это нишевый брэнд, который по определению никогда не будет продаваться как массовый продукт, но благодаря удачному позиционированию нам удалось добиться хорошего прироста продаж в этом году – порядка 80%, и что более важно, в мире мы заняли 9 место, что тоже очень неплохой результат.А пришлось корректировать планы продаж?- Дело в том, что мы их за счет первой половины года успели перевыполнить. А если говорить по прогнозам, то да, они пересматриваются регулярно: кризис вносит свои коррективы, он уже коснулся многих крупных игроков автомобильного рынка России, но мы все-таки чувствуем себя достаточно уверенно несмотря на такой регрессивный конец года.Что изменилось с тех пор, как хозяином JLR стала Тата?- Мы очень довольны тем, что у компании появился новый владелец, учитывая финансовые сложности Ford Motor Company. По большому счету приобретение JLR индийской компанией как бизнес можно назвать денежной инвестицией. Их отношение к этому бизнесу можно объяснить следующим образом: они покупали бизнес-план и команду профессионалов, которые способны его осуществить, и опирались на финансовый результат, которые были озвучены в процессе сделки с Ford. Самое интересное – никаких изменений в работе компании не проводилось, ни одного менеджера из Тата не было назначено, перепозиционирования брэндов не случилось, начало производства «Ягуаров» где-нибудь в Бомбее не произошло. То есть у нового владельца есть совершенно четкое понимание, что такое премиальные и люксовые брэнды, какие меры требуются для их успешного развития. В общем, все их действия сейчас направлены на то, чтобы поддержать компанию и обеспечить возможность дальнейшего ее развития. Лучшее, что может сделать сильный финансовый инвестор. У Тата в последнее время было достаточно много приобретений, и всегда ее руководителей отличает умение управлять и низкий уровень вмешательства.Что касается вашей карьеры – в JLR принято назначать руководителей из местных?- Если посмотреть на другие рынки – Францию, Италию, Испанию – то в большинстве случаев все-таки да, правда есть достаточно большое количество стран в Африке, Азии, Латинской Америке, куда на топовые должности приезжают экспаты, хотя де-факто и там есть сильный менеджмент, надежный персонал, способный принимать решения. Мой предшественник, допустим, — Эндрю Дэниел, англичанин, — теперь возглавляет отделение в Южной Африке.Ушел на повышение? — Скорее просто возглавил другой рынок, похожий по объему.Вы были финансовым директором в JLR Russia с самого начала своей карьеры здесь. Какой прогноз на 2009 год по авторынку можете дать, используя свой опыт?- Это достаточно сложно – давать прогнозы в текущей ситуации, потому что никто из нас реально не знает, как глубоко проникнет кризис в экономику, как долго он продлится, поэтому я уверен только в том, что он рано или поздно закончится. Кризис является неотъемлемой частью экономики, которая развивается циклично, но если он возникает, то обязательно проходит. А вот переломится ли тренд в следующем году и начнется ли рост, мне сказать сложно, и мы готовим бизнес к любому развитию событий, рассматривая сразу несколько сценариев. Я все-таки ожидал бы, что 2009 год в целом будет не хуже, чем 2008-й, хотя первая его половина скорее всего выдастся тяжелой – не надо быть экспертом, чтобы это предугадать. Но дальше, надеюсь, наступит стабилизация и постепенно рынок вернется к росту. Пока более детально рано прогнозировать.С чем сейчас производителям справиться труднее всего?- Основная сложность, и автомобильный ритейл ничем не отличается от других направлений, — это то, что все планирование деятельности, весь потенциал последних лет был направлен на рост: строились склады, нанималось большое количество персонала, занятого в дилерствах. Поэтому проблема не в том, что рост маленький, а в том, что именно на него закладывались.В ближайшее время все усилия будут направлены на избавление от складских запасов, компании начнут ориентироваться на новые уровни спроса. И пойдет нормальный бизнес – может быть, на более низких оборотах продаж, но успешный, доходный, предсказуемый и стабильный.Будет ли взлет продаж, когда кризис отступит?- У меня нет никаких сомнений, что в России большой потенциал для роста: есть несколько факторов, которые предполагают такого рода развитие событий. Если сравнить нас с европейцами или американцами, то их автопарки из расчета на душу населения больше российского в 4-5 раз. Плюс, если посмотреть на текущую ситуацию, мы увидим, что автомобили на наших дорогах еще и старые – я имею в виду не Москву и Санкт-Петербург, а регионы. Будет постепенное вымывание старого парка и замена его новым.Кроме того, есть и чисто экономические предпосылки. Мы в последние годы наблюдали рост ВВП на уровне 7-8%, и если вернемся к этой цифре, то снова увидим подъем в сфере продаж транспорта. Я думаю, что через какое-то время рынок стабилизируется, и возобновится плавный рост.Когда?- Сложность в том, что ситуация не совсем обычная. Это кризис ликвидности, а не экономических показателей – они-то как раз неплохие. Поэтому развитие может быть любым: как очень быстрый возврат к росту, так и длительная рецессия.Задумываетесь о локальном производстве в России?- Все зависит от того, насколько быстро до каких размеров мы вырастем. Много лет анализируем этот вопрос, возвращаясь к нему ежегодно. Дело в том, что нынешняя экономическая модель, предлагаемая государством, подразумевает, что заградительные пошлины и тот уровень поддержки, который есть в России, а также качество местных комплектующих – все это позволяет производить машины с хорошей доходностью начиная от 20 тысяч экземпляров одной модели. Пока мы столько не продаем. Кроме того, основные факторы, оправдывающие организацию локального производства, – это или дешевая рабочая сила (Россия, как известно, этим не отличается), или доступные компоненты (здесь напрочь нет комплектующей базы). Всего, что пока делалось для производителей правительством, пока недостаточно для нас. Важным моментом для премиум-брэнда также является факт, откуда машина прибыла – для покупателей важно, что LR приехал именно из Англии, это реноме.На ваших сервисах нет проблем с обслуживанием?- На фоне галопирующего роста продаж нам было необходимо серьезно вкладываться в сервисную инфраструктуру, чтобы она не отставала ни в коем случае от того парка автомобилей который есть сейчас на рынке, что мы и делали. Поэтому сейчас нам хватает мощностей, которые у нас есть во всех городах России, где мы представлены. При этом активно вкладываемся в повышение качества сервисного обслуживания, у нас много программ, которые стоят нам многие миллионы долларов. Уделяем внимание развитию дилерского персонала, улучшению операционных процессов в дилерствах. Проводим огромное количество обучающих тренингов – касающихся и продаж, и отношений с клиентами. Но делаем это не только под воздействием рынка, а также в соответствии с жесткими стандартами производителя.Англичане приезжают вас проверять?- Мы контролируем себя сами, а они нам доверяют.Долго ли в случае поломки клиенту приходится ждать деталь на замену?- Зависит от дилерского центра. У нас есть склад в Москве, где постоянно наличествует более 90% любых запчастей – мы открыли его в 2005-м. Поэтому у московского дилера деталь появится в день обращения, или на следующий. Что касается регионов, то до самого дальнего дилера из Москвы любая запчасть дойдет за 2 дня. Хотя у региональных представителей тоже есть свои склады – не такие большие, как наш центральный, но кое-что необходимое там есть.А очереди на прохождение ТО возникают?- Как правило, нет. Но здесь важный нюанс: многие клиенты выбирают конкретного дилера, и чем последний популярнее, тем больше вероятность очереди в 1-2-3 дня. В то время как в другом техцентре не будет никого. Кстати, поскольку это премиум-класс, то и более высокий уровень сервиса: сдавший свой LR на ремонт более чем на 1 день получает подменный автомобиль, и пользуется им до завершения работ. У каждого дилера достаточное количество машин на этот случай. Этот парк выделяем мы. В Америке, кстати, такая практика распространена почти для всех классов машин.Дмитрий, вы закончили МВА. Помогает вам это в работе?- Вы знаете, да. Я думаю, что основное призвание программ МВА в том, что они дают широту знаний, позволяют набраться опыта в тех областях, где у вас возникли некоторые пробелы, и формально расширяют кругозор. Основной вывод, который я вынес из курса, — в том, что нет единых, «правильных» подходов в ведении бизнеса. Раньше думал, что есть. На самом деле все сложнее: существует необходимость принимать решения в каждой конкретной ситуации, в которой мы оказываемся. При важно учитывать все – какой персонал, какая атмосфера и прочее.Есть ли приоритет у того, кто приходит на собеседование с работодателем, имея диплом МВА – скажем, сегодня, в пору кризиса?- Все зависит от работодателя. В одних организациях возлагают много надежд на имеющих квалификацию, в других не обратят на нее никакого внимания. В принципе в западном мире это полезная вещь. А в России сложно – многие сейчас получают квалификацию не выезжая за рубеж, имеют дипломы «российского МВА». Я учился в Англии. Не могу сказать, лучше тамошнее обучение или хуже – мне не с чем сравнивать, но все-таки я бы ожидал что на Западе качество этого образования повыше. С другой стороны, в российском МВА есть преимущество – люди учатся с людьми из их же круга, которые также делают бизнес здесь в России, и наряду со знаниями нарабатывают полезные связи.Наверное, и у вас была такая возможность. С вами ведь учились соотечественники, и не один год?- Обучение у меня заняло 3 года с хвостиком, но я не все это время провел за книгами – уже работая в JLR, я ездил в Англию на сессии. Так что постигал науку без отрыва от рабочего процесса в основном: находился в Англии лишь 5-6 недель в году. А подружиться с однокурсниками больше шансов все-таки у тех, кто полностью погружается в среду, учится и работает в одном месте.Вернемся к теме кризиса: что бы вы порекомендовали частному инвестору?- На мой взгляд, в какой-то момент будут очень интересными инвестиции в рынок акций. Сейчас также хорошее время, чтобы распределить деньги по депозитам. В чем хранить? Я бы хеджировался между несколькими валютами. Кроме того, своим друзьям и знакомым я советую именно в данный период покупать автомобиль.Вообще-то многие отложили покупку нового авто именно из-за кризиса.- И напрасно. Я не собираюсь проводить пропаганду, но объективно происходит следующее. Сейчас склады производителей сильно затоварены, и мы не исключение. В ближайшее время эти запасы будут распродавать, привлекая существенными бонусами. Долго ли продлится эта ситуация? Не думаю: справившись с избытком машин на складах, компании скорректируют предложение со спросом, и интересные возможности уйдут – это очевидно. Кроме того, со следующего года цены будут повышаться, в том числе из-за изменений в валютной корзине, а потому, что компаниям придется покрывать неизбежные затраты. На новые модели, я думаю, цены поднимутся уже в начале года.Беседовала Анна Чистоделова