«Viberi» Лица
«Viberi» ЛицаДиректор кредитного департамента Газэнергопромбанка говорит, что многое в его жизни определялось грозным словом «рок». Или проще – случаем. Он не предполагал, что станет дипломированным экономистом, – видел себя военным. Интервью с участником проекта «33 перца-2010»Константин, почему из всех профильных вузов вы выбрали именно РЭА им. Плеханова?- Длинная история. Я хотел, следуя семейной традиции, поступить в Военный университет, учил языки. Но не сложилось. Был в некоторой растерянности, когда не прошел, чтобы не терять год, поступил в гуманитарный институт на экономическую специальность. И понял, что действительно стоит попробовать себя в экономике. А если намерение серьезное, то и вуз должен быть соответствующим, как минимум из топ-3. Выбрал «Плешку». Поступил на факультет бизнеса и делового администрирования. Основной плюс академии в том, что там преподавали практики, добившиеся в бизнесе очевидных успехов и признания. Постфактум понимаешь, что они рассказывали очень полезные и умные вещи, не описанные в учебниках, а пройденные на собственном опыте. Тогда это было не так ясно, как сейчас. Но, по счастью, «записывалось» на подкорку и в нужный момент вспоминалось.Образование – главный фактор на старте карьеры?- Когда человек выпускается из института, он мало к чему готов в профессиональном плане. Только когда все значимые компоненты – воспитание, образование, интеллект и везение – складываются в одном месте в удачной комбинации, тогда все получается. Но главное, чтобы образование не было номинальным. Нужен базис, на который потом все надстраивается. Начали работать по специальности?- Нет, работать пошел рано, надо было жить в Москве и себя обеспечивать. Помогло знание английского. Устроился в фирму, которая оказывала туристические услуги иностранцам, готовых пешком прошагать от Калининграда до Владивостока. Три года там отработал. А после выпуска устроился в Импэксбанк. Руководитель предложил мне попробовать себя в перспективном и бурно тогда развивавшемся направлении – лизинге. Все, что я читал до этого в учебниках о финансовой аренде, можно было спокойно выкинуть в мусорку. Но через полгода я уже занимался достаточно сложными сделками. Этот опыт помог, с одной стороны, понять специфику банковской работы, с другой – особенности конкретного бизнеса. И далее сделали «ход конем» и ушли в индустрию?- Примерно через год я начал присматриваться к рынку, понял, что банковской сферой себя можно не ограничивать, и достаточно быстро нашел работу. Пришел в лизинговую компанию руководителем проектов. Там за три года с головой погрузился в финансовую аренду. Работал днями и ночами, дорос до уровня исполнительного директора. Было интересно: было много сделок, переговоров, были получены первичные управленческие навыки. Ни один проект, в котором участвовал, не привел к дефолту, судебным разбирательствам или невыплатам. Но в какой-то момент я понял, что уперся головой в потолок. С точки зрения карьерного роста перспектив не было. И поэтому, получив приглашение из Газэнергопромбанка, не раздумывал. Пришел советником председателя правления. Потребовалось время, чтобы вспомнить специфику.В чем принципиальное отличие работы в банке от реального сектора?- Банк, если постараться определить его в одном предложении, это постоянная оценка рисков и их продажа. Если ты их адекватно оцениваешь и правильно продаешь, банк работает эффективно. Можно разобрать банк на атомы, молекулы и кварки, но глобальная суть от этого не изменится. Важный момент: банк – это самая зарегулированная структура и вид деятельности, который только может быть. Причем как со стороны внешних регуляторов, так и с точки зрения внутреннего устройства. Здесь все должно быть ровно, четко, описано, и это во многом и определяет успешность. Самое главное – создать систему, которая могла бы сама работать – отделом с отделом, управление с управлением – в этих сложных больших горизонталях, и расставить адекватных людей на реперные точки. За последние три года Газэнергопромбанк сильно изменился – росли вместе с ним?- Если сравнивать банк, в который я пришел, и тот, что есть сейчас, то это два разных банка. И здорово, что удалось поработать в небольшом банке и способствовать на фоне благоприятной рыночной конъюнктуры его развитию и расширению. Начинал я начальником кредитного отдела, который на тот момент был совсем небольшим, потом замначальника управления. И так вплоть до назначения директором департамента, в котором сейчас работает более 50 человек. Нынешний функционал – оценка и управление кредитными рисками, анализ бизнеса и структурирование сделок, управление людьми. А также новое, очень важное и востребованное в последние два года направление – управление проблемными активами. Мне было интересно, потому что моя деятельность никогда не ограничивалась одной узкой сферой. За три года удалось поучаствовать в крупных проектах с компаниями профильного газо-энергетического сектора. Осуществить сделки по выкупу пулов ипотечных кредитов. Поработать в совете директоров банка «Союз», проводить duediligence банков из топ-50. И способствовать росту кредитного портфеля.Работать с санированными банками – интересный опыт?- Конечно, одно дело, когда ты в знакомой среде, знаешь свои четыре стены от и до, другое дело, когда ты приезжаешь в чужой монастырь, не зная ни местных процессов, ни правил. И интересно, сможешь ли ты застолбить здесь свое место. Что для этого нужно? Важно быть профессионалом, адекватным тем задачам, которые тебе ставят. И плюс – не обманывать самого себя. Как развивать кредитное направление в кризис? — Для нас это вдвойне сложнее. Потому что мы работаем в казначейском банке, который оперирует короткими деньгами. Здесь в принципе непросто развивать кредитование. Это непрофильный продукт, хотя банк изначально старался диверсифицировать бизнес, и это ему удается. Нашей команде за три года удалось добиться роста портфеля в разы. Сейчас мы создаем совместный с казначейством кредитный, технологичный продукт, он практически готов к запуску. В кризис мы сконцентрировали бизнес и управление кредитными рисками в головном офисе. Это логичное решение. В дальнейшем хочется переориентировать банк на работу с крупными корпоративными клиентами, субъектами. Это будет непросто, потому что есть устоявшийся ряд кредитных организаций, которые на этот рынок никого не желают пускать. Для нас это будет выход на новый качественный уровень. Вообще план реалистичный, но, конечно, не на промежутке в полгода. На это понадобится год-полтора как минимум.Что главное при работе с проблемными активами?- Цель одна – в максимально короткие сроки вернуть максимально возможную сумму денег. Ты людей не грабишь, а всего лишь возвращаешь те активы, которые на определенных условиях когда-то были выданы банком заемщикам. Все в правовом русле, и должно быть эффективно. Это тяжело сделать, с учетом особенностей нашей судебной системы, правоохранительных органов и т.д. Пришлось серьезно погрузиться в юриспруденцию.Многое в возврате решается путем переговоров. Так что навыки переговорщика очень важны. Нет, тренингов не проходил. Работа – лучший тренинг. Потому что все ситуациинеповторимы, универсальной маски вы себе не изобретете. Да, нам удалось добиться результата. Хорошим считается возврат на уровне 30-50%, но у нас цифры значительно больше: наши потери копеечные. Взаимодействуя с владельцами проблемных активов, узнали что-то новое о человеческой природе? — Мне довелось встречать очень богатых людей, которые буквально лишались своих состояний, чтобы конструктивно разойтись с банком, ответить по своим обязательствам четко и во время. Делали это для того, чтобы сохранить репутацию честного человека. Это достойно уважения. Были другие примеры, когда люди готовы были на мошенничество, ложь, подставы, судебные тяжбы. Хотя реально имели средства, чтобы вернуть долги банку.Что главное в работе управленца?- Нельзя управлять, подавляя людей. Этот способ, возможно, поможет управлять ими в деле «забегов на время». Но если это можно делать изящнее, эффективнее и с наименьшими потерями, зачем использовать крайние меры? У людей всегда есть желание двигаться вверх, оно природное, это нормально. Поэтому сотрудников нужно растить, доверять им, открывать для них возможности, но, конечно, тогда, когда они внутренне готовы к этому. Я стараюсь находить время, чтобы поговорить с людьми, с которыми работаю. Понимаю, что они все разные, со своими проблемами, особенностями. Так что никакой закрытости. И еще управленцу очень важно соответствовать своему статусу. И обходиться без слишком резких скачков в карьере. На банковском рынке до кризиса сложилась неприятная тенденция, когда люди меняли место работы раз в квартал. Но, как правило, когда они оказывались в компании, где действительно нужно было показать результат, заканчивалось все плохо.Кем видите себя через десять лет? Можете представить себя не в банке?- Легко. И, скорее всего, так оно и будет. Хотелось бы полученные навыки применить в сфере личного предпринимательства. Кстати немного найдется людей, которые на вопрос о том, чего бы хотите добиться, в личном, карьерном, профессиональном, социальном плане, без общих фраз смогли бы дать конкретные ответы. Потому что большинство вообще не задумываются об этом. Я бы пару страниц точно бы исписал.Остается время на семью, хобби, поездки, книги?- Очень жаль, что нет, особенно на семью. Самым интересным и страшным открытием были слова руководителя, который сказал: «60% времени ты проводишь на работе, 30% спишь, 10% – в дороге или еще где-то». И сложно урезать 60%, если хочешь добиться чего-то значимого. Тех, кто быстро состоялся и решил все свои финансовые вопросы, мало. Так что у серьезных занятых людей не хватает времени на художественную литературу.Беседовала Маргарита Удовиченко
Рубрики