Рубрики
Статьи

«Финанс.» Лица

«Финанс.» Лица
«Финанс.» ЛицаФеликс Мучник:«Основную прибыль приносят представители сектора СМБ и частные покупатели. Рост по некоторым позициям составил сотни процентов»Основатель, владелец и генеральный директор интернет-магазина Softkey (продажа программного обеспечения) сетует на то, что кризис вернул рынку нелегального софта долю на уровне 2005 года. Но считает, что сегодня – удачное время для новых интернет-проектов в сфере розницы.Как за время кризиса изменились финансовые показатели вашего бизнеса: выручка, величина среднего чека, рентабельность по EBITDA?- Сектор интернет-торговли программным обеспечением чувствует себя в кризис лучше, чем продавцы, торгующие софтом в привычном формате. Сегодня сильно сократился объем продаж в сегменте предложений для крупного бизнеса. Основное падение спроса пришлось на весну и лето 2009 года. Средний счет корпоративного заказчика за время кризиса уменьшился в разы, потому что все компании оптимизировали IT-расходы и порезали IT-бюджеты. И сейчас нам основную прибыль приносят представители сектора СМБ и частные покупатели. Если же подводить предварительные итоги, то можно прогнозировать, что 2009 финансовый год будет не хуже 2008-го. Но пока делать выводы рано: финансовый год в компании Softkey заканчивается 1 апреля.Помимо глобального кризиса еще один фактор негативно повлиял на российский рынок IT – завершение волны легализации ПО. За 2006-2007 годы, а также за первое полугодие 2008 года объем рынка вырос в три раза. Сегодня пользователи просто продолжают покупать необходимый софт в прежних объемах. Из всех категорий ПО активный рост показал антивирусный сегмент, хотя и не такой значительный, как в докризисный период. Это объясняется усилением аутсайдерских атак и повышенным интересом мошенников к информации, представляющей коммерческую тайну.Так как средний и малый бизнес начал более тщательно подходить к формированию своих IT-бюджетов, мы открыли магазин соответствующих бизнес-решений. Продукты, предлагаемые нами по модели SaaS (софт как услуга), стоят на порядок ниже, чем тиражное ПО. В то же время они позволяют выполнять полный перечень задач. Единственное условие их использования – постоянный устойчивый доступ к интернету. Поэтому пользователи уже проявляют к нашему проекту Point4ALL предсказуемый интерес.В сфере ПО для частных лиц спрос претерпел пересегментацию. Осенью 2008 года падали продажи по всем направлениям. Зато уже зимой стал лучше расходиться развлекательный софт, увеличилась сумма среднего чека. В целом на рынке под влиянием процессов в экономике обычные розничные каналы разрушились, и часть продаж перекочевала в онлайн. Поэтому потребительский рынок в интернет-сегменте просел очень мало. Более того, рост по некоторым позициям составил сотни процентов. Например, выручка от продажи мобильного софта выросла пропорционально числу пользователей мобильного интернета. Улавливая эту тенденцию, Softkey открыл два новых розничных проекта. Один из них – дистрибуция цифрового контента в розничных сетях, позволяющая пользователю выбрать и оплатить софт для мобильных устройств непосредственно в местах их продажи. Уже сегодня его можно назвать успешным. Второй проект – Softkey.mobi (портал, позволяющий пользователям совершать покупки ПО, выставленного на витрине Softkey, прямо с мобильных устройств). В результате работы этих проектов выручка, поступающая от частных клиентов, составила 30% от общего объема вместо 25%, как это было до кризиса.Рентабельность по EBITDA не изменилась, потому что мы все время своего существования пристально следим за расходами.Вы упомянули, что прекратилась легализация ПО. Как это повлияло на объем продаж?- С 2006 года до первой половины 2008-го рынок лицензионного ПО рос на несколько процентов в год. По данным нашего опроса, который проводился в мае-июне 2009 года, со второй половины 2008-го начался обратный процесс. Сегодня доля легального ПО соответствует уровню 2005 года. То есть около 90% софта, используемого частниками, является контрафактным.Оцените, пожалуйста, российский рынок интернет-продаж ПО.- Ориентировочно это $100 млн в 2009 году, и наша доля в этом объеме — примерно 60%.Считаете ли вы, что кризис – подходящее время для стартапов? И во сколько может обойтись создание крупного интернет-магазина?- В компании Softkey новые проекты были запланированы в мае 2008 года, когда появились первые признаки надвигающегося кризиса. Мы не ожидали такого падения рынка, но поскольку принципиально не кредитуемся, а развиваемся только за счет собственных средств, менять свои планы не стали.Сейчас очень удачное время для развития. Но, инициируя создание интернет-магазина, необходимо помнить, что потребуются инвестиции в технологии, создание дата-центра, структуры логистики. Самая большая проблема маленьких интернет-магазинов, запускаемых на одном энтузиазме, заключается в том, что они не масштабируемы. А надо заранее предвидеть возможность заказов от 100 тыс. покупателей. Срок окупаемости стартапов составляет от 5 до 7 лет.Вы сами создавали программное решение для интернет-магазина?- У нас есть партнер – российский разработчик, его решение для фронт-офиса разворачивается быстро и легко. Но наш интернет-супермаркет функционирует на сильно доработанном фронтальном решении. Ведь в готовом продукте не отстроен бэк-офис, в нем нет системы планирования ресурсов предприятия, системы управления взаимодействия с клиентами – всего необходимого для организации эффективной торговли. Поэтому если за основу берется стандартное решение, нужно быть готовым к тому, что развернуть его можно легко, а вот масштабировать вряд ли получится. Вообще затраты на создание функциональной и гибкой платформы могут составить миллионы долларов.Насколько сильно мешает приверженность покупателя наличным расчетам?- Довольно сильно. В компании Softkey безналичные платежи через Сбербанк составляют 27% от общего объема денежных поступлений. При этом мы предлагаем клиентам более 25 способов оплаты. Еще 4% составляют платежи через Qiwi-терминалы. Если покупатели и используют карточки, можно быть уверенным, что это жители Москвы и Питера. Вообще сегодня в России в обычных интернет-магазинах до 95% оплат проходят наличными. Для успешного бизнеса надо развивать эквайринг – систему приема оплаты банковскими картами, но он дорого обходится – минимум 3,5% от выручки крупного магазина. Понятно, что в условиях снижения издержек прибегать к нему нет смысла.Чего ждать интернет-торговле от 2010 года?- Если он и будет легче 2009-го, то ненамного. Мы прогнозируем несколько десятков процентов роста в электронной коммерции. Потому что обычные магазины начинают искать менее затратные способы организации каналов продаж. Пример – покупка компанией Х5 части сервисов eHouse, или открытие интернет-магазинов «Евросети», «Связного». И есть все основания утверждать, что крупные игроки будут чувствовать себя хорошо.