«Viberi» Лица
«Viberi» ЛицаДиректор филиала «Балтика Тула» радуется выбранной профессии и отрасли. Пивной рынок и в кризис стабильней многих других. Интервью с участником проекта «33 перца-2009». Роман, на каком факультете вы учились?– Факультет назывался в те времена «Системы точного машиностроения», а специальность «Комплексная автоматизация пищевых производств». Выпустился оттуда инженером-механиком по оборудованию пищевых производств. Осознанно подошли к выбору специальности?– Была альтернатива — пойти в военное училище. У меня отец военный, но я не захотел связывать свою жизнь с армией – мне это не по характеру. Перспектива жить «по приказу» меня совсем не вдохновляла, я очень ценю свободу своих действий. А отец не склонял вас к поступлению в военное училище?–Отец очень мудро поступил, сначала, конечно, он пытался подействовать – каждый офицер мечтает видеть сына в военной форме. Но когда понял, что вряд ли зернышко прорастет, не стал настаивать. И дал мне дельный совет, помог определиться с будущей профессией.На инженерный факультет вы шли осознанно?– Да. Я прагматично подошел к выбору профессии: она должна быть востребованной, чтоб я мог кормить себя и семью. Я понимал, что во мне нет особых талантов, которые могли меня подтолкнуть к поступлению в музыкальное училище или в художественную школу. Поэтому это должна была быть реальная профессия, и решил, что инженер – это беспроигрышный вариант. Тогда у нас производство было в упадочном состоянии. Бум развития пищевой промышленности пришелся на конец 90-х, тогда и предприятия начали модернизироваться. Вы понимали, когда вы выбирали профессию, что должны произойти изменения? – Я исходил из практических соображений: люди всегда будут есть. Отцу задал вопрос: «Хорошо, я инженер-механик. Но в какой отрасли?». На что он ответил: «Лучше заворачивать сосиску в целлофан, чем подшипник в промасленную бумагу». Какое у вас было первое место работы и как вы туда попали?– Первым местом работы был тот самый завод, тогда еще Тульский пивоваренный завод. В 1998 году поступил на должность рабочего, тогда был со степенью бакалавра и учился на магистра. Поэтому мог совмещать работу и учебу. С тех пор я тружусь на этом предприятии, уже 11 лет.Вы сейчас директор завода, на который пришли рабочим. Как поднимались по карьерной лестнице? – В 1998 году на завод пришли новые акционеры и стартовали инвестиционные проекты, началась реконструкция. Обновлению подверглись не только производственные цеха и оборудование, но и вся система управления. Мне повезло, что я оказался в тот момент на заводе и меня заметили. Тогда я еще работал на должности оператора, в 1999-м, как только получил диплом, меня назначили механиком нового цеха, который только-только сдали в эксплуатацию. Это был цех по брожению и фильтрации пива. Через год я стал отвечать за ремонт и техническое обслуживание, а также за монтаж нового оборудования. Потом к нашему добавился варочный цех и для их обслуживания создали участок, в который перевели всех наладчиков, слесарей, инженеров, и меня назначили начальником. Это было в 2000 году. В том же году меня назначили начальником производства. Теперь я отвечал не только за ремонт и наладку, но и за планирование, производственный процесс, за качество пива. В этой должности я проработал два года, когда в 2002 году была введена позиция главного инженера, а это уже первый заместитель директора предприятия, я занял эту должность. В 2004 году мне было предложено возглавить недавно построенный пивоваренный завод нашей группы в Хабаровске. Думал недолго, согласился и полтора года проработал директором дальневосточного завода. Когда освободилось место директора на моем родном заводе, вернулся. За что рад, так это за то, что я занимал новые рабочие места и должности, и это не было хождением по головам. Легко на душе от этого, приятно.Вот вы уже больше 10 лет работаете в одной компании. Любите постоянство? Сейчас очень часто встречается, что люди больше года на одном месте не задерживаются.– Да, есть такая тенденция, и я ее не принимаю. Я считаю, что одного года недостаточно, чтобы показать серьезные результаты. Если кто-то скажет, что работать на одном месте скучно, не соглашусь: каждый день приносит новые задачи, обстановка меняется быстро. Пивоваренная отрасль также продолжает развиваться, да и само кризисное время выдвигает новые требования и не дает сидеть на месте.Какая перед вами стоит перспектива? Куда вы еще можете вырасти в своем холдинге?– Объективно, возможности для вертикального роста исчерпаны. Я нахожусь на третьей ступени топ-менеджмента. Выше регионального директора – вице-президент, следующая ступень – это президент, первое лицо компании. Тем не менее, в холдинге сохраняется возможность роста – значит, расширять горизонты.В каком плане расширять горизонты? – Нужно увеличивать личную эффективность. Время требует решения нестандартных задач, применения нестандартных методов. И сейчас работа день за днем разная. И особенно кризисные явления, которые сейчас происходят, требуют очень большой мобилизации. Занимая в течение нескольких лет одну и ту же должность, всегда нужно что-то выдумывать – находиться в творческом поиске, да и приходится решать новые задачи постоянно. Сейчас для меня возможностей для самореализации предостаточно. Совершенства я не достиг и в организации работы моей команды, результативности. Нужно постоянно что-то выдумывать, вести творческий поиск, и в то же время организовывать работу команды и получать положительные результаты.Вот вы работаете на пивном рынке, не хочется пойти на другое пищевое производство?– Процесс пивоварения красив сам по себе, мне он очень нравится. Мы проводим экскурсии по заводу для всех желающих, в 2008 году 4,5 тысячи человек побывало у нас. Равнодушных нет, всех захватывает это зрелище: как варится пиво, какое масштабное, большое, красивое оборудование, огромные скорости, с которыми только что налитые бутылки летят по конвейеру. Еще пивовары угадали с выбором профессии, сейчас отрасль продолжает работать, хотя многие другие испытывают тяжелые времена. А можете объяснить, почему пиво, не являясь продуктом жизненной необходимости, в кризис сохраняет объемы продаж? Это так в России или, может быть, во всем мире пиво настолько завоевало любовь потребителей? – Я могу лишь субъективное мнение высказать. К счастью, пока ситуация не такая, что потребитель вынужден экономить на всем. Пиво традиционно является продуктом, который связан с общением в компании. А это всегда было одним из приоритетов у всех нормальных людей. Сейчас тем более людям хочется позитива, общения. Ну, куда без пива! А в чем тогда ваше конкурентное преимущество, именно «Балтики»?– Во-первых, это качество. Во-вторых, мы не боимся инноваций, постоянно обновляем продукцию, следим за всеми тенденциями рынка. У нас есть пиво на любой вкус, мы представлены во всех ценовых сегментах. Нам удается экономить на масштабах. У нас одиннадцать заводов, разветвленная сеть логистики. Это делает нас устойчивыми и очень эффективными. Вы делаете российское пиво. Есть лояльность потребителей к отечественному продукту? Или все наоборот?– Лояльность потребителя существует – наши продажи и доля рынка говорят сами за себя. Брэнд «Балтика» является символом нашей страны. Я в феврале был в командировке в Великобритании, и при первой же беседе с таможенным офицером выяснил, что «Балтику» там хорошо знают. Как ваша компания борется с кризисом? – Мы немножко изменили сознание, стараемся экономить, но не на качестве, это для нас табу. Мы последовательно сокращаем издержки, которые не связаны непосредственно с производством пива. Этот процесс начат не вчера, он длится уже много лет. Мы все время были в процессе оптимизации издержек. Любые затраты оцениваем с точки зрения отдачи, которую они нам принесут. Повсеместно ищем возможности для оптимизации. Я думаю, что сейчас так работают все. Максимальная эффективность всех процессов – залог выживания. Сокращения, уменьшения производства проводились?– Нет, уменьшение производства у нас в этом году не планируется. Лишних людей у нас нет. Другое дело, что и набирать новых людей в этом году мы тоже не станем, а будем искать возможность выполнить теми же силами задачи, которые стоят в 2009 году. И в этом обоюдная заинтересованность и руководства, и каждого рабочего. Сейчас каждый должен ежедневно доказывать свою необходимость, полезность для предприятия.Есть ли планы по инвестициям на 2009 год? – Тульский филиал оборудован по последнему слову техники, производительность достигнута оптимальная, поэтому больших инвестиций в течение 2009 года не планируем. Мы вступили в фазу отдачи инвестиций. А вложено с начала 2000 года $220 млн. Какие положительные и отрицательные последствия на вас оказывает девальвация?– Для сырья, которое производится в России, тенденция положительная. На рынке комплектующих и оборудования, которые приобретаются за рубежом, отрицательная. Сколько импортного сырья вы используете в производстве?– Львиная доля приходится на сырье российского производства. Ведение собственного агропроекта позволяет компании «Балтика» противостоять инфляции и непростой конъюнктуре на сырьевых рынках. Реализация аграрного проекта также позволяет компании снизить рыночные риски резкого изменения предложения и цены на сырьевой ресурс и лучше ориентироваться на рынке ячменя, контактируя напрямую с его производителями, а также снизить издержки производства с сохранением высокого качества продукции.Аграрный проект будет развиваться. Учитывая общую потребность компании «Балтика» в пивоваренном ячмене в 600 тысяч тонн в год и наличие двух солодовенных заводов в Центральном регионе (в Туле и Ярославле) общей мощностью 210 тысяч тонн солода в год, настоящий объем агропроекта явно недостаточен. «Балтике» есть к чему стремиться.Сколько вы выигрываете, используя собственное сырье?– Экономия от реализации проекта в десятки раз превышает затраченные средства. Компания собрала около 200 000 тонн ячменя в 2008 году. Расходы на закупки ячменя в 2008 году значительно уменьшились. Как кризис и девальвация изменят расклад в вашей отрасли?– Я надеюсь, что расклад не изменится. Что касается разрыва между конкурентами, судить тяжело. В четвертом квартале наши конкуренты росли меньшими темпами, поэтому мы можем упрочить свои позиции. Что позитивного и негативного в этом кризисе?– Негативное еще увидим, потому что все эти кризисные явления будут продолжаться и, боюсь, что в течение одного года не закончатся. Позитивно то, что мы получим очень большой толчок к улучшению всех процессов. Это будет очень мощная прививка от дальнейших потрясений. Какие действия можете порекомендовать молодым людям, начинающим сейчас карьеру?– Нужно быть конкурентоспособным, что включает в себя, помимо знаний и образования, еще и коммуникабельность, активность, и большое желание плодотворно трудиться.Беседовала Ирина Доржиева
Рубрики