«Viberi» Лица
«Viberi» ЛицаЕвгений Кашпер:«Время поддерживать друг друга»Московская пивоваренная компания запустила производство в сентябре. Председатель совета директоров и совладелец рассуждает, насколько удачно был выбран момент. Как кризис повлияет на положение в отрасли?- Пиво занимает не последнее место в списке товаров ежедневного потребления. Должно произойти перераспределение спроса в сторону более доступных марок. Наши брэнды, Ottinger и «Моспиво», неплохо для этого позиционированы. Если кризис затянется на два и более года, то ускорится консолидация отрасли. Независимые игроки – «Дека», «Очаково», Efes, могут продаться международным гигантам – SABMiller, InBev, Heineken, Carlsberg. Например, в Казахстане Heineken и Efes уже объединили свой бизнес. Небольшие игроки, вроде нас, должны найти ниши, в которых смогут быть лидерами. Наша задача – быть №1 в своем субсегменте, только тогда можно продолжать дело и развивать его.Насколько удачным был выбран момент для входа на рынок?- Это можно будет сказать, когда мы дойдем до дна кризиса. Думаю, что пока только начало. Происходящее не так ужасно, и не стало сюрпризом для нас. Мы еще 5-6 месяцев назад начали готовиться к ухудшению конъюнктуры. И брэнды товаров, которые мы представляем, функциональны и рационально с точки зрения идеи и позиционирования. У них реальное соотношение «цена-качество». Здесь вы не платите за брэнд, чтобы кто-то подумал: о, какой крутой. Рынок во время кризиса должен сместиться в сторону продуктов, дающих идеальное соотношение «цена-качество», а не сфокусированы на имидже.Как идут продажи вашего немецкого лицензионного пива Ottinger? Стратегия продаж без рекламы не разочаровывает? — Мы очень довольны. У нас был менее оптимистичный план. Продажи начали с 1 октября и перевыполнили план в 2 раза, в ноябре в 2,5 раза, а в декабре у нас заказы в 3 раза больше, чем ожидали. Мы рассчитывали получить заказ на декабрь на 800 тыс. бутылок, а имеем – на 2,5 млн бутылок пива.Вы поменяли прогнозы по срокам отдачи инвестиций?- Хороший старт по Ottinger, а также успешные переговоры по получению лицензий на производство других брэндов – премиальные лонг-дринки, вода, холодный чай — позволят нам опережать сроки запуска ассортимента и быстрее набирать денежный оборот. Но есть риски – более низкая рентабельность, слабый рубль. Учитывая, эти разнополярные факторы, срок окупаемости остается на прежнем уровне – 6 лет.Как вы боретесь с кризисом в своей компании? — Более осторожны в управлении дебиторской задолженностью и отсрочками для клиентов. Проводим аудит всех систем. Торговые сети пока платят, но просят увеличить отсрочку. Поскольку мы представляем премиальный товар, дистрибуция у нас сфокусирована на больших сетях, которые относительно надежны. Зарплат пока никому не снижали – сократили на 4-5% штат. Собираемся вводить дополнительные брэнды. Начиная с декабря, начнем продвигать «Моспиво». У нас большие ожидания по этой марке, по результатам опросов москвичи положительно относятся к появлению такого товара. И, главная программа маркетинга, – экскурсии по заводу. Мы будем приводить на МПК дистрибуторов, ритейлеров, просто любителей пива – где-то по 100 тыс. человек в год. И рассказывать про технологии, которые используются при производстве, дадим попробовать пиво.Что положительного вы видите в кризисе-2008? — Надеюсь, кризис заставит всех, в том числе государство, думать о главном. Может быть, перераспределится бюджет в сторону большего финансирования образования, медицины и развития инфраструктуры, а не в вооружение, например. Счастье в жизни, как в личной, так и в карьере, состоит из успешного преодоления трудностей. Кризис – это идеальное воспитание для всех нас.У нас уникальное положение. Наши конкуренты – международные компании, которым нужно справляться со своими проблемами на Западе. Мы же представляем российскую компанию, московский брэнд, московский бизнес и потребители это должны оценить. Они могут стать более лояльными клиентами. А если говорить о компании, то это определенная встряска, которая заставит всех работать лучше и научиться преодолевать трудности. Это нас всех делает сильнее.Как решается кадровый вопрос? Все говорят о том, что на рынке труда много безработных профессионалов, которых легче купить.- Ну, мы укомплектованы. Людей искали зимой-весной. И ситуация у нас была благоприятная. Завод находится в Мытищинском районе, где за последние годы наблюдался огромный рост населения. И у нас было 10 резюме на одно место, много квалифицированных людей пришло из Efes, «Очаково». Мы очень довольны командой, которую собрали.Вы им не переплатили?- Может быть, но пока мы не снижаем зарплаты и не планируем. Мы понимаем, что у сотрудников и без того будут сложности, потому что рубль слабеет, а зарплаты у нас в рублях. Мы все почувствуем кризис, в этом я не сомневаюсь.Насколько сильно отличается ситуация в России от других дивизионов Detroit Investments? В Казахстане? Молдавии? Белоруссии? — В Казахстане кризис уже прошел, нет паники – все направлено на оздоровление экономики. В Белоруссии и Молдавии будет хуже, чем в России, потому что это страны без существенных ресурсов, валютных резервов и у государства нет возможности стимулировать экономику.Каким бизнесом Detroit Investments занимается в этих странах?- В Молдавии – у нас есть доля в крупном экспортере вина и коньяка, в Белоруссии – соковый завод. В Казахстане – дистрибуция напитков, планируем открыть свое производство.В открытии МПК принимал участие Сбербанк, намерен ли он и в дальнейшем финансировать ваши инвестпроекты? Как изменились кредитные условия?- От услуг Сбербанка не отказываемся, конечно, ставки пересматриваются. Кроме того, банк уделяет еще более пристальное внимание к результатам нашей работы. Поскольку у нас не слишком большое долговое бремя, все должно пойти по плану. Но если положение в стране будет ухудшаться, Сбербанк сможет найти причину, чтоб отказать нам. При недостатке средств и необходимости финансировать «голубые фишки», он будет вынужден сократить объем кредитования частным компаниям среднего размера – как наша.По каким ставкам сейчас проходит финансирование?- Для финансирования оборотных средств год назад можно было занять под 11% годовых, а сейчас речь идет речь о 14-15-17%. Есть один фактор, смягчающий удорожание кредитов – ослабление рубля, кредит за 17% в рублях при девальвации российской валюты на 10% обойдется не так дорого. Наш инвестиционный бюджет, то есть сумма, которую мы потратили на строительство завода, — $200 млн. А долг МПК сейчас составляет примерно $90 млн.Кризис открывает много возможностей для скупки сильно подешевевших активов…- Есть стратегический бизнес по напиткам. Пока не совсем ясно, когда кризис достигнет своего дна. Поэтому в ближайшие полгода сосредоточимся на наших существующих проектах, чтобы остаться на плаву, развиваться. Зачем разбрасываться деньгами для того, чтобы купить подешевле, но остаться без средств на развитие того, что имеем сегодня.Когда мы увидим дно?- Думаю, что него еще минимум полгода, а кризис будет длиться 2-3 года.Что вы хотите сказать вашим клиентам? — Мы все в одной упряжке. Сейчас время поддерживать друг друга. Приходите к нам на завод, пробуйте пиво – все будет хорошо. Конечно, сейчас всем придется затянуть ремни и работать более эффективно.Беседовала Ирина Доржиева
Рубрики