Рубрики
Статьи

«Viberi» Лица

«Viberi» Лица
«Viberi» ЛицаМаксим Решетников, руководитель Департамента мониторинга и оценки эффективности деятельности органов государственной власти субъектов РФ Минрегиона считает, что регулярный сбор данных о состоянии регионов способен стимулировать губернаторов к более эффективной работе. Интервью с участником проекта «33 перца-2009». В середине февраля президент досрочно прекратил полномочия четырех губернаторов. Максим Геннадьевич, такое решение принято с учетом информации, предоставленной вашим департаментом? — Безусловно, при принятии решений учитывается информация об оценке эффективности, предоставленная в том числе нашим департаментом. Скажем даже иначе — сейчас влияние факторов оценки эффективности при принятии решений достаточно велико. Те субъекты, которые мы имеем в виду – Орловская, Псковская, Воронежская области и Ненецкий автономный округ не попали в перечень 20-ти лучших. Но когда мы говорим, что регион на последнем месте, то это не всегда значит, что там плохой губернатор.Как так? Получается, нет четких критериев понятия эффективности?- Есть четкий набор критериев, показателей для оценки, но не на каждый показатель губернатор может влиять на все 100%. Вот, к примеру, тот же валовой региональный продукт, который отражает общий уровень экономического развития. Он, конечно, отражает усилия по развитию экономики региона, но это усилия, которые были сделаны иногда за десятилетия. Более того, он сильно подвержен внешним факторам – цены на нефть упали – упал и ВРП нефтяных регионов.Поэтому надо смотреть комплексно, что происходит, почему, какие тенденции, сколько времени он работает в этой должности, каково влияние объективных факторов. Одно дело Якутия с огромной территорией и своей системой расселения, другое — Поволжье или Москва. Таким образом, система эффективности в первую очередь это система раскрытия информации. Проводится анализ и делаются выводы, прежде всего на основании сравнения. Как выглядит в целом система оценки эффективности?- Каким-то одним показателем эффективность работы губернаторов не измеряется. Это действительно система, в которой задействован не только Минрегион, но и другие министерства и ведомства. Есть три основные группы показателей. Социально-экономическое развитие — некий конечный результат, на который должна работать власть. Далее, мы оцениваем эффективность расходования бюджетных средств. Скажем, если взять школы, то есть среднероссийские нормативы: количество учеников в классе в сельской местности должно быть 14 человек, в городской — 25. Если меньше учеников, то идут избыточные расходы бюджета, это неэффективно. Третье, что мы оцениваем: проведение реформ внутри секторов — реформа образования, здравоохранения и прочее. Департамент собирает информацию, анализирует, делает выводы и куда направляет дальше?- В правительство, где ее сначала анализируют отраслевые департаменты, а затем доклад об результатах оценки эффективности рассматривается на уровне Правительства Российской Федерации. Следующий и конечный адресат — президент. Оценка проводится раз в год. Последняя информация была представлена нами в октябре-ноябре 2008 года. Новые губернаторы знают, что их деятельность будут мониторить из центра? — Мы разъясняем им ситуацию, стараемся раскрыть как можно больше информации. Губернатор у себя в регионе работает со своими отраслевыми специалистами – руководителями соответствующих департаментов и министерств, каждый из которых в своей сфере знает на порядок больше его и всегда сможет убедить, что чего-то не надо делать. Поэтому главе субъекта важно иметь некий набор аргументов, чтобы отстаивать собственную позицию. Вот этот набор аргументов и есть показатели эффективности. Например: ты мне все хорошо рассказываешь, но объясни, почему в соседней области меньше койкомест в больницах и смертность и заболеваемость меньше? Какие коррективы в деятельность департамента внес кризис?- Появился ежемесячный мониторинг кризисных явлений в регионах — социально-экономического развития и действий региональных органов власти в условиях кризиса. В ноябре-декабре 2008 года мы начали делать такой мониторинг в инициативном режиме, а в январе 2009 года было дано поручение правительства. В департаменте обобщается материал и предоставляется в комиссию Игоря Шувалова. Уже сделан второй доклад по итогам января. Чем принципиально антикризисный мониторинг отличается от оценки эффективности работы губернаторов?- При оценке работы губернаторов анализ формируются за предыдущий год. То что сейчас происходит – динамичная ситуация, которая требует постоянного мониторинга и быстрой реакции. В ежемесячном формате мы рассматриваем социально-экономическое положение, промпроизводство, потребление электроэнергии, грузооборот, вопросы кредиторской задолженности, кредитование юридических лиц, вопросы по зарплате и рынка труда и т.д. Это набор показателей, которые характеризуют оперативную ситуацию в субъекте и, как правило, не зависит от деятельности губернаторов. Второй блок вопросов: состояние региональных бюджетов. Пришли или нет доходы, поступления налогов, как губернаторы выстраивают политику в сфере расходов бюджета, насколько они ответственно относятся к этим обязанностям, нарастили ли расходы в условиях падения доходов. Блок антикризисных мероприятий: программы содействия занятости в субъектах – согласованы или нет программы, начато ли освоение средств. Еще один блок – фонд содействия реформированию ЖКХ, переселение граждан из ветхого жилья, поддержка строительного рынка и прочее. Не воспринимают ли в субъектах мониторинг как некий надзор?- Мониторинг нужен для корректировки мер, фокусирования усилий на приоритетных направлениях, а не для санкций. Берем информацию в Росстате, у ФСК, в ЦБ и других ведомствах. У субъектов также запрашиваем данные но только уникальные, чтобы по максимуму снизить нагрузку на администрации. Сводим данные вместе и получаем аналитику. И говорим в итоге: вот перечень субъектов, где ситуация плохая, вот хорошая. В этих областях действуют активно и реализуют все меры государственной помощи, а здесь не реализуют. Давайте спросим почему: им не надо, их это не устраивает, в чем причина пассивности? Такой анализ и отправляем в правительство. Как в динамике развивается кризисная ситуация?- В целом картина непростая. Формально в январе продолжалось падение по многим ключевым показателям. Но темпы падения замедлились. Это кризис, связанный с внешними шоками – внешний спрос снизился на все ключевые товары. Есть некоторое ожидание того, что в феврале-марте, возможно, мы стабилизируемся, достигнем некоторого «дна» по ключевому показателю – индексу промпроизводства. А какова картина по субъектам?- В первую очередь пострадали регионы, где есть металлургические и угольные производства: Кемеровская, Челябинская, Вологодская, Свердловская области. На самом деле проблемы там начались в конце лета-начале осени, когда снизились цены на сырьевые товары. Дальше по цепочке пошло машиностроение, которое завязано на черных металлургов. Затем начались проблемы с кредитованием, резко повысилась стоимость денежных ресурсов, упал потребительский спрос. Сейчас кризис распространился на все субъекты. Особо остро ситуация складывается в машиностроении, конкурирующем с импортом, в первую очередь в сфере производства автомобилей. Безусловно, регионы, связанные с сельскохозяйственным производством находятся в относительно хорошем состоянии. Там структура экономики и занятости другая. Какие меры могли предпринять губернаторы, чтобы минимизировать последствия кризиса?- Резко упали доходы региональных бюджетов, в первую очередь, из-за ухудшения конъюнктуры, проблем в промышленном производстве. В некоторых развитых регионах налог на прибыль составляет 30-40% бюджета. Те губернаторы, которые вовремя поняли последствия и приняли жесткие антикризисные бюджеты, смогли создать резервы. Это признак эффективного управления. Но ведь кризис очевиден стал в июле-августе, а посыпалась финансовая система в сентябре. Когда регионы формировали свои антикризисные бюджеты?- Все бюджеты формировались летом, а в сентябре они вносились и начали обсуждаться в законодательных собраниях регионов. Но кто-то отозвал бюджет и внес новый: пересчитали все заново, это же все не просто – договориться с Законодательным собранием, убедить его. Ведь в сентябре было еще ощущение, что все хорошо, деньги поступали в региональные бюджеты исправно. Кто понимал, что все это заканчивается, тот формировал подушку. Это Кемеровская, Челябинская, Тюменская области, Пермский край. А кто рассчитывал, что все будет хорошо и продолжал тратить и занимать, те сейчас столкнулись с жесткими проблемами. Например — Московская область.Как в Министерстве оценивают успешность противостояния кризису? — Пока о каких-либо успехах регионов в противодействии кризису говорить преждевременно. Во-первых, сама ситуация меняется весьма стремительно. Только по результатам марта-апреля можно будет делать выводы о том, нащупали ли мы какое-то дно спада, или падение продолжается. Во-вторых, реальные инструменты противодействия кризису только начали применяться и говорить об их эффективности также рано. Кризис как-то отразился на финансировании приоритетных нацпроектов, к которым относятся реформы в отношении ЖКХ, занятости и прочие? — Пока нет. В марте этого года в регионы начали активно поступать средства на реализацию дополнительных мероприятий на рынке труда. Речь идет о финансировании подготовленных и согласованных с Минздравсоцразвития программ содействия занятости. Организация предусмотренных в этих программах общественных работ, переобучения граждан только-только начинается. На начало марта 80 субъектов Российской Федерации разработали и представили в Минздравсоцразвития России региональные программы, при этом 30 регионов подготовили соответствующую нормативную базу, в первую очередь, внесли соответствующие изменения в региональные законы о бюджете и заключили соглашения с Рострудом, в 10 из них уже перечислены субсидии на общую сумму 2,4 млрд. рублей. С декабря активно действует Фонд содействия реформированию ЖКХ, через него в регионы направляются 50 млрд. рублей на выкуп жилья для переселения граждан из аварийного жилого фонда. Эти средства идут на стимулирование жилищного строительства. Но здесь тоже надо понимать, как происходит процесс: регион готовит заявку, заявка одобряется Правлением фонда, после этого средства поступают в субъект Российской Федерации, который проводит конкурс, после чего заключается контракт и идет перечисление средств. На конец февраля были одобрены заявки 38 регионов, из которых 23 разместили заказы на приобретение квартир почти на 15 млрд. рублей. Было заключено почти 800 контрактов, в том числе в 16 регионах было перечислено подрядчикам почти 3 млрд. рублей. Что позитивного и негативного в кризисе 2008-2009 годов? — Основной негатив я вижу в том, что кризис не даст закончить реализацию многих инвестиционных проектов и большой объем средств может оказаться замороженным. Многие предприятия последние годы разработали проекты реконструкции и начали их весьма активно реализовывать. Причем, во многих случаях это были как раз предприятия машиностроения. Теперь же эти «ростки модернизации» оказались под угрозой. Есть и позитив — повышается уровень конкуренции, реальный спрос на инновации, и коммерческий сектор, и бюджет вынужден вновь вернуться к вопросам оптимизации расходов. В условиях экономического роста управленческие ошибки были не видны, в условиях же спада требования к качеству и эффективности управления резко возрастают. Это вызов.Что бы вы могли посоветовать молодым, начинающим сейчас карьеру? — Могу только продолжить ответ на предыдущий вопрос. Появляется спрос на новые решения, слабнут традиционные связи, а значит есть шанс у новых идей и новых людей, то есть у молодежи. Совет один: «быть спокойным и упрямым», то есть целеустремленным и трудолюбивым – где-то на грани с трудоголизмом. И главное — не искать «теплых» мест, а искать интересные проекты, в том числе и на государственной службе. Их тут все больше, и есть возможность наращивать личную капитализацию. Беседовала Ольга Шевель