Рубрики
Статьи

«Viberi» Лица

«Viberi» Лица
«Viberi» ЛицаВладимир Симонов:«Мы осознали необходимость борьбы с издержками» Исполнительный директор «Ярполимермаш-Татнефть» ищет спрос в тех отраслях, где еще есть жизнь Как кризис повлиял на вашу отрасль?- По структуре производства (оснастка для изготовления шин, запчасти к оборудованию) мы на 70% привязаны к шинной промышленности. Во всех десяти российских шинных заводах состояние кризиса налицо. Спрос на их продукцию как от автопроизводителей, так и на вторичном рынке резко упал — с ноября примерно на 40% к предыдущему году. Все шинники, в том числе крупнейшие: «Сибур — Русские шины», Amtel, «Нижнекамскшина» — сократили производство минимум на 50%. В январе они стояли, в феврале были загружены 10 рабочих дней из 20, что будет в марте – пока неясно.Чем это чревато для вас? — Из 13 предприятий с таким профилем в России осталось три, и все в Ярославле: наша компания, «Завод опытных машин» и ИФО. С одной стороны мы сильно зависим от шинников, но с другой – имеет в их лице огромный рынок. Поэтому он привлекателен для таких зарубежных компаний, как Krupp, Herbert, Hoffman, машиностроительных подразделений Michelin и Pirelli. Возможна экспансия иностранцев.Насколько сильны изменения в планах развития компаний из-за снижения заказов?- Уменьшаются ресурсы для инвестиций, приходится вносить коррективы в социальные программы. В первую очередь антикризисные планы, к сожалению, включают сокращение работников, во вторую очередь – уменьшение ресурсов для обновления и поддержания производств. Заказы от производителей шин уменьшились. По нашему предприятию снижение объемов производства за январь-февраль составило 40% год-к-году. Если считать в деньгах, то мы выпустили продукции на 50 млн рублей меньше.Вы видите позитив в этом кризисе?- Он предоставляет возможности для очередной мобилизации всех ресурсов. Ведь Россия — страна с традиционно высокими издержками и затратами на производство. Они настолько большие, что в будущем, если мы их не снизим, ни в каком конкурентном поле находиться не сможем. Главный позитив – мы осознали необходимость борьбы с издержками и обязательного пересмотра всех затрат.Вы уже приступили к сокращению издержек?- Наш антикризисный план включает экономию всех ресурсов, выстраивание таких цепочек, чтобы потреблялось меньше энергии и тепла. Проводим оптимизацию работы оборудования, порой даже консервируем то, что временно не используется, но может пригодиться в будущем. Думаем, что можно отдать на аутсорсинг. В принципе, и раньше это делали, но не системно. Например, дают заказ на изготовление станка. А в нем 20 тыс. деталей. Естественно, если что-то не успеваем изготовить по времени, то закупаем на стороне, например, систему управления. Рассматриваем возможность продажи излишних заводских площадей. Как и все остальные, анализируем структуру предприятия, так что приходиться заниматься сокращением персонала.Что из вашего антикризисного плана уже дало результат?- Результат неоднозначный. Антикризисный план мы написали в ноябре, в нем заложено сокращение потребления всех видов энергии на 30%. План утвержден в декабре. Сейчас видим, что потребление энергии уменьшилось. Но в основном за счет снижения собственно производства, а не экономии. В декабре мы заплатили энергетикам 5 млн рублей, а в феврале должны были бы перечислить 4 млн. Но может так получиться, что все равно заплатим 5 млн — выросли тарифы, а счета нам еще не выставлены.Насколько вероятны трудности с оплатой счетов? Будете обращаться в банки для пополнения оборотного капитала? — Завод обслуживается в банке «Зенит», который является частью корпоративной структуры «Татнефти», как и «Ярполимермаш». Вопрос в том, что банк предлагает условия, которые не устраивают производственников. Хоть ставка, по которой мы взяли в декабре кредит на пополнение оборотных средств, одна из самых низких в городе – 16% годовых. Мы постоянно говорим, пишем письма, что при текущем уровне рентабельности в машиностроении кредиты от 17% и выше не оправдывают экономический смысл нашего существования. Мы сравниваем ситуацию не с теми, кто получил кредиты по огромным 30%, а с Европой, где ставки сейчас максимум 2% годовых.Ваша самая серьезная проблема на текущий момент?- Сектор остановился. Мы не пирожки печем, которые быстро покупают. Наш бизнес располагается в поле, связанном с предварительным планированием инвестиций потребителями — шинниками. И получилось так: они запланировали в июне, а в октябре говорят: у нас кризис, мы отказываемся от планов по инвестициям и просим прекратить контракты. Тогда мы кинулись к нефтяникам — ищем спрос в той отрасли, где идет какая-то жизнь.Но ведь вы производите оснастку для производства шин, а не буровые вышки…- Тем не менее, попробуем получить заказы. Из металла мы можем изготовить любое оборудование для машиностроителей, переработчиков, добытчиков. А у нефтяников потребление металлоизделий очень высокое. И мы стараемся к этому потреблению придвинуться. Очень объемный рынок, измеряемый сотнями миллионов долларов, и при этом устойчивый.Что конкретно вы могли бы изготовить для нефтедобывающей компании? — Существуют специализированные фирмы, аттестованные для изготовления качалок, вышек, трубопроводной системы. Но все это надо монтировать, соединять друг с другом, а мы – специалисты по изготовлению нестандартного оборудования. Например, легко можем сделать какое-то особое соединительное приспособление или металлическую конструкцию, на которой будет установлен, скажем, трансформатор.И как, удалось уже найти заказы среди нефтяников?- Мы рассматриваем все объявления о тендерах на подобные работы с металлом, которые происходят в разных сферах экономики, в том числе и в нефтянке. И посылаем наши предложения о возможности участия. В частности, направили запросы в «Лукойл», «Славнефть», «Томскнефть», традиционно работаем с «Татнефтью». Собственно, прежний опыт изготовления нестандартного оборудования для «Татнефти» и подвиг нас на поиски заказов у нефтяников. В данный момент «Томскнефть» включила завод в список потенциальных изготовителей и изучает нашу номенклатуру, что мы могли бы сделать для них. Теперь будем согласовывать детали.С добытчиками природного газа также будете налаживать контакты? — Здесь сложнее, у них существует круг устоявшихся поставщиков, поскольку при добыче газа существуют повышенные требования к любому изделию из-за особо опасных условий эксплуатации. У нефтяников требования не ниже, но у нас пока получается договариваться с ними. Мы ведь делаем общемашиностроительное оборудование, с учетом всех ГОСТов и технических требований, выдвигаемых на тендерах.Если завод получит заказы от нефтяников, то производство оснастки для шинной промышленности отойдет на задний план?- Это невозможно. У любого предприятия есть своя специализация и опыт. Чтобы сменить профиль, нам потребуется минимум пять лет. Да и зачем? Когда кризис закончится, мы сумеем обслуживать и шинников, и нефтяников. Понятие универсального оборудования предполагает изготовление любой продукции для любого сектора экономики. Условно говоря, болт и для нефтянки, и для шинников останется болтом. А потенциал для работы есть. Скажем, в машиностроении эффективным считается такое производство, когда оно выпускает продукции на одного работающего не менее чем 2 млн рублей. До кризиса мы немногим не дотягивали до такого показателя.Что вы хотели бы сказать своим клиентам?- Пусть не забывают о будущем. Шинники успели провести смену технологий, закупив западное оборудование. Но сейчас подходит период, когда это оборудование потребует ремонта и замены деталей. Приобретать запчасти и оснастку за границей крайне дорого. Соответственно, лишившись таких поставщиков как «Ярполимермаш-Татнефть», шинники завтра получат проблемы совершенно иного порядка. Так что надо поддерживать друг друга, а не обрубать связи.Беседовала Ольга Шевель