«Viberi» Лица
«Viberi» ЛицаТатьяна Соина:«К предыдущим ценовым максимумам отрасль быстро не вернется» За полгода «Русал» сэкономил $620 млн за счет сокращения издержек. Его директор по финансам надеется, что рост спроса, в том числе со стороны Китая, поможет компании без проблем выплатить долги. Татьяна Валентиновна, охарактеризуйте текущее положение алюминиевой отрасли. Насколько все плохо? — В начале кризиса основные потребители алюминия – автомобильная и строительная промышленность, производители электротехники – ощутили на себе падение спроса. В результате, цены на алюминий снизились почти в два раза. Сейчас участники рынка оправились от шока, и все мы учимся работать в новых условиях. В большинстве отраслей-потребителей алюминия сейчас формируется отложенный спрос. Так что продажи постепенно будут восстанавливаться. Кроме того, статистика, поступающая из азиатских стран, вселяет оптимизм. По прогнозам аналитиков, спрос на алюминий в Китае в этом году вырастет на 12%.Что вы предпринимаете для сокращения статьи расходов на электроэнергию?- Затраты на электроэнергию составляют около 25% в себестоимости алюминия. Для сокращения этой статьи расходов мы разработали комплекс мер по повышению энергоэффективности предприятий. Они связаны с оптимизацией загрузки оборудования, повышением производственной дисциплины, улучшением технологических показателей, сокращением нерациональных потерь энергоресурсов. Кроме того, мы стали эффективнее управлять потребляемой мощностью, используя по возможности более низкие тарифы на электроэнергию в ночное время, межпиковые периоды и в выходные дни.Но тарифы на электроэнергию все равно непрерывно повышаются. Существуют ли решения, позволяющие минимизировать последствия такого роста? — Мировая практика говорит о том, что тарифы на электроэнергию для алюминиевых заводов, как правило, на 30-35% ниже, чем для других индустриальных предприятий, а контракты заключаются на срок от 7-10 лет. «Русал» же является одним из крупнейших потребителей электроэнергии — фактически мы покупаем электроэнергию крупным оптом и обеспечиваем постоянный стабильный график потребления. С учетом этих моментов мы ведем переговоры с поставщиками энергии, с администрацией регионов. Например, в Волхове благодаря поддержке властей Ленинградской области антикризисный комитет региона принял решение о снижении для Волховского алюминиевого завода тарифа на электроэнергию. Самые высокие тарифы сейчас остаются на Урале. Но и там мы видим большой потенциал для дальнейшего снижения затрат. Кроме того, мы стремимся работать «напрямую» с поставщиками услуг. Успешный пример: Волгоградскому алюминиевому заводу удалось заключить прямой договор с ФСК, благодаря которому экономия по итогам года составит более 700 млн рублей. В настоящее время такую же операцию мы планируем провести на Красноярском алюминиевом заводе. Если все пройдет удачно, то переход на прямое сотрудничество с ФСК позволит КрАЗу экономить до миллиарда рублей ежегодно.Некоторые производства «Русала» были связаны с поставками электроэнергии с Саяно-Шушенской ГЭС. На работе компании отразились последствия аварии на станции? — Нам удалось избежать остановки производства алюминиевых заводов, потреблявших электроэнергию с Саяно-Шушенской ГЭС. Предприятия были оперативно переключены на альтернативных поставщиков. В результате потери оказались незначительными.Для ориентированного на экспорт компании также очень важно уменьшить затраты на транспортировку сырья и продукции и в целом логистику. Удается?- Естественно, мы занимаемся и оптимизацией логистических схем, выбором новых маршрутов, привлечением операторов перевозки на конкурсной основе и согласованием новых условий транспортировки. Вот пример удачного решения. Известно, что обычно глинозем на алюминиевые заводы доставляется только в специализированных вагонах – хопперах. Но они, как правило, в дефиците на железной дороге, а на их использование установлены высокие тарифы. В то же время на местах отгрузки всегда в наличии порожние универсальные вагоны. В сентябре «Русал» внедрил новый метод транспортировки глинозема в мягких контейнерах, которые можно перевозить в универсальных вагонах. Мягкие контейнеры — влагонепроницаемые и достаточно прочные мешки вместимостью до 14 тонн, их легко загружать и выгружать. Таким образом, мы сразу получили заметное преимущество по тарифам, а значит, снизили издержки и уменьшили зависимость от специализированных хопперов.Каков общий результат от внедрения всех названных вами мер?- Расходы на электроэнергию в первом полугодии сократились более чем на 20%. Затраты на сырье, благодаря перезаключению договоров по основным видам сырья, уменьшены на 41%. Также на 33% снижены затраты на транспортировку готовой продукции. В итоге, экономический эффект от реализуемых мер по сокращению издержек за 6 месяцев 2009 года составил более $620 млн. Средняя себестоимость производства алюминия уже к июлю была сокращена на 27% по сравнению с декабрем 2008 года.Спустя год вы собираетесь пересматривать свое отношение к докризисной стратегии развития? — Мы считаем, что стратегия была выбрана правильно. Инвестиции в современные производственные технологии, в собственные сырьевые активы, а также приобретение акций «Норильского никеля» — все это дало «Русалу» хороший задел на будущее. Скажем, акции «Норникеля» только с начала года выросли более чем в 2 раза, теперь наш пакет стоит более $7 млрд и продолжает расти в цене, увеличивая также и стоимость всей компании. При сегодняшней конфигурации активов и запасе прочности на выходе из кризиса «Русал» будет вновь готов к активному росту.Однако эта стратегия привела «Русал» к довольно внушительному долгу…- Якобы большая кредитная нагрузка ««Русала» – это миф. Посмотрите на кредитные обязательства других крупных международных компаний. До кризиса объем заимствований предприятия составлял 2,5 EBITDA, что полностью соответствует международной практике. Мы активно развивались, покупая первоклассные активы, создавали долгосрочную сырьевую базу, модернизировали наши предприятия, строили самые технологически современные заводы. Все это на сегодня обеспечило нам одну из самых конкурентоспособных позиций в отрасли. Без сделанных ранее инвестиций мы не смогли бы в текущих условиях обеспечить устойчивость бизнеса. Так что, считаю, что стратегия компании полностью себя оправдала.Кроме того, мы подписали со всеми нашими кредиторами документы о завершении реструктуризации. Согласовали условия, которые комфортны и для компании, и для кредиторов, и позволяют «Русалу» устойчиво функционировать, развивая приоритетные проекты. В течение первых 4 лет обслуживание долга будет осуществляться в форме денежных выплат, размер которых определяется исходя из операционных показателей компании. При этом часть процентов «Русал» выплатит в денежной форме по ставке от 1,75% до 3,5% сверх LIBOR в зависимости от текущего уровня долга компании, а оставшиеся проценты будут капитализированы. Затем оставшаяся сумма долга будет рефинансирована текущими кредиторами еще на три года. При этом «Русал» сохраняет право привлечь финансирование на долговых рынках на рыночных условиях, если посчитает это более выгодным для компании.Но отчасти процесс привязан к состоянию алюминиевой отрасли. А прогнозы таковы, что рынок алюминия не скоро достигнет докризисных уровней…- Да, думаю, к предыдущим ценовым максимумам отрасль быстро не вернется. Однако динамика на рынке положительная. Наши преимущества — самообеспеченность сырьем, близость источников энергии, долгосрочные отношения с потребителями, собственная инженерно-технологическая и научная база — остаются при нас. Главный фактор развития отрасли и роста рынка сегодня – это Китай. В самой стране движущей силой является внутренний спрос, связанный с беспрецедентным ростом уровня урбанизации. А рост количества городских жителей стимулирует спрос на жилье, автомобили, и другие повседневные товары. Из-за этого возрастает потребность в алюминии. Эксперты отмечают, что в этом году Китай уже закупил на внешних рынках более 1 млн тонн алюминия.Каковы планы «Русала» в отношении этого региона?- Китай из экспортера алюминия, наконец, постепенно превращается в нетто-импортера. Хотя этот процесс будет не быстрым, тенденция очевидна. Можно ожидать, что в будущем закупки металла будут только увеличиваться. А это значит, что Китай создает отличные возможности для «Русала». Так, в ноябре 2009 года «Русал» заключил контракт с китайской государственной корпорацией NORINCO на поставку 1,68 млн тонн алюминия в течение 2010-2016 годов. Металл для корпорации NORINCO будет поставляться с сибирских заводов «Русала», расположенных в непосредственной близости к китайским потребителям. Доходы от продаж алюминия китайским потребителям в 2009 году составят около 5% от выручки компании. К 2015 году «Русал» планирует увеличить этот показатель до 10%.Беседовала Ольга Шевель
Рубрики