«Viberi» Лица
«Viberi» ЛицаАлексей Бураков:«Владельцы АЗС зарабатывают сверхприбыли»Владелец сервисной компании «Алгоритм. Топливный интегратор» считает, что в высоких ценах на бензин виноваты, в том числе, покупатели.Разница между оптовыми ценами на топливо и на АЗС гигантская. Чем она объясняется?- Осенью 2007 года оптовые цены выросли почти в два раза. На носу были выборы, поэтому чиновники призвали нефтяников не поднимать цены на АЗС. Компании взяли под козырек, и на самом деле какое-то время работали себе в убыток. В конце прошлого года и начале нынешнего маржа АЗС стремилась к нулю или даже была отрицательной. Теперь пошло уже обрушение опта. Правительство опять говорит: ребята, почему цены не снижаете? Нефтяники отвечают: вы же говорили не поднимать? Мы не поднимали. А снижать пока никто не просил.Без регулирующей руки государства не обойтись? А как же свободный рынок? — В России рынок нефтепродуктов свободен только формально. Якобы основная часть АЗС независима от ВИНК (вертикально-интегрированных нефтяных компаний – «Выбери!by»). Но реально большая часть переработки, инфраструктуры, хранилищ, распределения нефтепродуктов находятся в собственности холдингов. Которые, легко договариваются между собой, обходясь без реальной конкуренции. Немногим независимым владельцам АЗС, которые стоят рядом с заправками ВИНКа с ценником 23 рубля за литр, нет никакого резона снижать свои цены. От этого ни реализация не увеличится, ни прибыль.А как сделать цены адекватными?- Все заводы принадлежат ВИНКам, технологический процесс уже много лет оптимизирован под три приоритетных потока: экспорт, собственные АЗС и крупные потребители. При неумелых попытках сделать среду конкурентной, под угрозу может быть поставлен факт существования «свободного» рынка даже в нынешнем виде. Не говоря уже о дальнейшем развитии. И картинка окажется следующей: большая часть АЗС на самом деле будет принадлежать ВИНКам, а вопрос ценообразования полностью перейдет в ведение властей – как договорятся. Надо будет выполнить социальный заказ — цены снизятся. Не надо: зарабатывайте, ребята. Прежде всего, необходима политическая воля, чтобы заставить рынок следовать рыночным тенденциям.Игроки топливного рынка сами в состоянии отрегулировать ситуацию?- Государство должно предложить игрокам механизмы, оптимальные для нормального ценообразования. Ждать у моря погоды бесполезно: со стороны самих ВИНКов и АЗС никогда не последует инициатив. Если пустить дело на самотек, то будет, как в середине сентября. Тогда представители «Лукойла», ТНК-ВР, «Роснефти», «Газпром нефти» и «Сургутнефтегаза» обратились в Минэнерго с предложением заморозить на уровне текущих до 1 марта 2009 года цены на топочный мазут и дизельное топливо для энергокомпаний. Внешне — хорошее предложение. На самом деле в конце сентября мазут стоил в районе 12 тыс. рублей, а сейчас – 2 тыс. рублей. Верх цинизма: зная, что впереди зимний спад цен, предлагать заморозить их, чтобы потребителям якобы стало легче!Политическая воля хоть как-то проявляется?- Весной я обратился в ФАС с вопросом, почему мы не вводим формулу ценообразования для АЗС, определив нормированный доход и уровень наценки? Мне ответили: если бы так, то к выборам президента мы получили бы «бунт пустых канистр». Никто не готов пойти на прирост цен на АЗС за месяц на 10-12%. Момент упущен. Надо было освободить цены на АЗС прошлой осенью, когда начался галопирующий рост в опте. А поступили наоборот: административно задушили, опасаясь социальной напряженности.Вы думаете, что сейчас опт и розница снижались бы одновременно? — Естественно, простой привязки недостаточно. Это комплекс мер, включающий в себя индикатор рыночной цены. Его у нас нет. Там, где отечественный бизнес все же ориентируется на индикаторы, например, в поставках углеводородов на экспорт, идет привязка к зарубежным показателям. Например, цена российского газа формируется на основе котировок Platts. Необходимо переделать внутреннюю структуру российского топливного рынка, в том числе с помощью биржевой торговли. В результате появится объем свободно обращающихся нефтепродуктов, и как следствие — индикатор рынка.Но идея нефтяной биржи до сих пор не идет дальше слов…- Чиновники Минэкономразвития говорят о ней последние 7-8 лет. Все это время они радостно рапортовали, что задача решена, уходили с должностей, а воз оставался на месте. Вроде бы сейчас ситуация начала меняться. На биржу пришли новые люди, которые не дают пресс-конференций, но на основе нашего общения я вижу: работают и продвигаются. Биржа может в полную силу запуститься в начале 2009 года. Формально она работает давно, но лишь с тестовыми объемами.Что произойдет, когда появится рыночный индикатор?- Надо привязать цены на АЗС к этому индикатору через простую формулу. Как считается налог на прибыль? По-разному, но, в общем, берется индикатор рынка за отчетный налоговый период, после чего подсчитывается реализация, и размер прибыли привязывается не к реальной цене закупки, а к этому индикатору. С учетом этого взимается прибыль. Такая система работает при формировании экспортных пошлин на нефть. Другой способ: все, что свыше определенной нормированной наценки, облагается двойным налогом. Но, главное — определить сам принцип фискального режима.Кто выигрывает от высоких цен на АЗС? — Владельцы АЗС зарабатывают сверхприбыли. Прежде всего, сами ВИНКи. Они говорят: мы сейчас компенсируем потери, которые понесли в течение полугода, а также текущие убытки от экспорта. В октябре у нефтяников реально была патовая ситуация, когда размер пошлины оказался сопоставим с ценой самой нефти. Вторая категория – частные владельцы АЗС. Они полгода работали в ноль или в минус, а теперь копят жирок. Правда, прибыль уже сумасшедшая. Заправщики пользуются сложившейся ситуацией: себестоимость входящего продукта резко упала, но розничные цены можно не снижать: клиенты как покупают независимо от цены.Что делать людям или организациям, чья деятельность связана с перевозками?- Потребители должны как-то реагировать. Спрос на топливо с АЗС крайне неэластичен, люди не меняют характер поездок и место заправки даже из-за резкого изменения цен. Таким поведением россияне кардинально отличается от граждан ЕС или США. При повышении розничных цен там народ сразу пересаживается на более экономичные машины или на общественный транспорт. У нас ничего не происходит: поставят 30 или 10 рублей за литр – все одинаково.Виноваты водители? — Несколько лет назад, когда цены на АЗС стали расти, аналитики и экономисты предсказывали, порог эластичности в 20 рублей за литр. Якобы после этого в сознании произойдет некий перелом, и начнется серьезное движение в область экономии топлива. Литр бензина стоит больше 20 рублей, но не произошло ничего. По законам рынка, если одна АЗС опускает цены относительно соседей, то у нее должна увеличиться реализация. В России население до сих пор не считает деньги на бензин, люди заправляются либо где привыкли, либо где проще.Кризис изменит ситуацию?- Возможно. Если снизу появится давление в виде изменения спроса и большей чуткости к цене, а сверху политическая воля – может, что-то и произойдет. Мы еще в 2006 году разработали и пытались предлагать пакет услуг по оптимизации потребления топлива внутри предприятий. Продукт до сих пор никому не был интересен. Руководители, обычные сотрудники рассуждали: неважно, сколько потребляет предприятие, будь оно строительное, ремонтное или дорожное. Цены на бензин растут галопом, а все машут на это руками. Зато теперь ежедневно слышу: не могли бы вы нам помочь снизить потребление топлива? И на каком фоне эти вопросы появились? Когда оптовые цены упали в два раза! Где логика? У предприятий просто кончились деньги из-за кризиса. Есть смысл дождаться, когда у «частников» тоже кончатся деньги. И АЗС наконец почувствуют эффект от управления ценовой политикой.Беседовала Ольга Шевель
Рубрики