Рубрики
Статьи

«Viberi» Лица

«Viberi» Лица
«Viberi» ЛицаГенеральный директор управляющей компании «Паллада» Иван Руденко считает, что фонды искусства и антиквариата позволят внести свежую струю на российский рынок инвестиций. Беседовал Олег МаксименкоИван Юрьевич, почему, на ваш взгляд, выгодно инвестировать в искусство и антиквариат? Что вас, как директора управляющей компании, привлекает в этих активах?– Российский рынок еще молодой и до сегодняшнего момента продуктов, связанных с вложением в искусство и антиквариат, на нем очень мало. В основном инвестиции делаются на фондовых рынках и в секторе недвижимости, но цены на искусство растут быстрее.Вы оценивали, какова корреляция арт-рынка с другими рынками инвестиций? – Арт-рынок более стабильный. На нем гораздо меньше волатильность. А при продолжительных сроках инвестирования вложение в искусство гораздо более выгодно, чем, например, в ценные бумаги.Об этом хотелось бы чуть подробнее. Каков уровень среднегодовой доходности, и на каком горизонте инвестирования ее можно получить, вкладываясь в искусство и антиквариат?– В этом секторе, так же, как на фондовом рынке, можно находить недооцененные активы. При этом более сильно рисковать и получать гораздо более высокую доходность на коротких сроках. Можно инвестировать в более ликвидные инструменты, которые имеют текущие рыночные цены в моменте. При этом, понимая, что покупка антиквариата – это долгосрочная инвестиция и она может показать стабильную доходность.Если взять, например, картины Айвазовского, то последние годы они растут в среднем на 20–25% в год. А за последние 100 лет история свидетельствует о том, что рынок произведений искусства является не менее прибыльной инвестицией по сравнению с золотом или недвижимостью. В общем, если взять итоги торгов произведений русской живописи, поставленных на торги в Лондонских домах Christie’s и Sotheby’s, на которых были зафиксированы рекордные уровни продаж, рынок остается стабильно растущим на протяжении многих лет.Но 100 лет – это срок, который немного превышает продолжительность жизни среднего человека. Мне, например, без пяти минут 50 лет и поэтому столетний горизонт мне не кажется привлекательным…– Такой горизонт очень показателен с точки зрения стабильности получения доходности из года в год. Это не значит, что вам следует инвестировать на такой срок. При благоприятном стечении обстоятельств прибыль за год может достигать 100 и более процентов.Допустим, я хочу вложить деньги, чтобы плодами этой инвестиции успеть воспользоваться самому. Что вы порекомендуете?– Тогда такой вопрос – цель вашей инвестиции? Это может быть как сохранение капитала, так и заработок на коротком промежутке времени. Все зависит от рисков, которые вы готовы принять на себя.Давайте рассмотрим три стратегии: пассивную, активную и спекулятивную. – Для спекулятивной стратегии необходимо современное искусство, или произведения менее известных авторов, чем Айвазовский, на наш взгляд, эта стратегия позволит получить доходность выше, чем в акциях. То есть выше 30–40% годовых на горизонте 2-3 года. Приобретаются явно недооцененные вещи, но надо помнить, если мы вкладываем в картины современных авторов – это очень большой риск.Активная инвестиция также подразумевает под собой заработок, но с гораздо меньшим уровнем рисков, чем при стратегии спекулятивной. Сроки вложения здесь могут быть гораздо больше – минимум 3–5 лет. А доходность находится на уровне акций «голубых фишек», то есть 20–30% годовых. По сути, это некая альтернатива вложению в бумаги. Кроме того, приобретение предметов искусства гораздо престижнее, чем покупка паев индексных фондов. К тому же менее рискованно, но, правда, менее ликвидно.Пассивная стратегия нацелена на сохранение капитала. Здесь риски минимальные, а инвестиционный горизонт – максимальный. При составлении такого портфеля мы оцениваем тот спектр предметов искусства, который на текущий момент наиболее ликвиден. Это довольно дорогие объекты, но, приобретая их, мы уверены, что они могут принести максимальную прибыль своему владельцу. Любая старинная картина за год обязательно вырастет в цене.А на какой срок следует ориентироваться при пассивной стратегии?– Текущую рыночную цену и хорошую ликвидность имеет узкий спектр антиквариата и предметов искусства, пользующийся большим спросом у коллекционеров. Рынок с каждым годом сужается – картин остается все меньше и меньше, они расходятся по коллекциям. И если осталось 2–3 картины какого-то шедеврального мастера, и мы сумели их приобрести, то через 10 лет эти покупки можно реализовать с очень высокой прибылью. И чем меньше мы «сидим» в этих предметах, тем наш доход может быть ниже.Каким образом создаются инвестиционные фонды искусств и антиквариата?– Недавние поправки к нормативной базе создания ПИФов, подготовленные ФСФР, гласят, что активы могут быть «вплоть до культурных ценностей».Этих поправок достаточно для создания ПИФа искусства и антиквариата?– Вполне. Никаких дополнительных нормативных актов не понадобится. Однако, на наш взгляд, создание такого фонда требует глубокой технической проработки его функционирования. Мы должны провести консультации с нашими клиентами, собирающимися инвестировать в такой ПИФ. Думаю, что на первых порах максимальным спросом будет пользоваться фонд, состоящий из наиболее ликвидных предметов искусства, приносящих наибольшую прибыль при длительном горизонте.При этом такой фонд остается ликвидным, несмотря на то, что является закрытым. Купленные нами предметы искусства при благоприятных условиях будут выставляться на аукционы, продаваться, а на вырученные деньги мы приобретем новые шедевры. Таким образом, управление будет активным. Но при этом нами будет подписываться декларация, что в состав фонда будут включаться картины современных известных художников, уже признанных коллекционерами и ценителями искусства.То есть вы будете ориентироваться на уже раскрученные имена котируемых авторов?– Это одно из направлений. Но мы планируем создавать разные продукты.Рискованные инструменты у вас будут?– Мы с нашими контрагентами прорабатываем вопросы инвестиций в современных художников, которые имеют признание в нашей стране и за рубежом.Как вы собираетесь оценивать современных мастеров? – Это очень сложный вопрос. Кто-то из экспертов считает, что работы того или иного нашего современника станут художественной ценностью, а кто-то так не думает. Хотя рано или поздно любая картина может стать художественной, культурной или исторической ценностью. И, соответственно, вырасти в цене. Сегодняшний день – это ведь тоже некая историческая эпоха. И современные картины могут быть связаны с историческими событиями …Но здесь можно попасть в ситуацию тех коллекционеров, которые когда-то давно наряду с Рафаэлем покупали его современников. Сегодня картины Рафаэля стоят безумно дорого, а его современники имеют лишь историческую и отчасти культурную ценность. Что, безусловно, отражается на цене…– Мы собираемся ориентироваться на экспертные оценки специалистов. Например, есть художники, сегодня модные на Рублевке. Почему бы нам не инвестировать на горизонте в 2–3 года в их картины? Они кому-то нравятся, а кому-то – нет, но, тем не менее, их картины покупаются. Хотя в целом это достаточно сложный вопрос – как оценить ту или иную картину, которая является предметом современного искусства. Кстати у Рафаэля были не менее именитые современники, например Микеланджело или Леонардо.Именно поэтому вы основной упор будете делать на более предсказуемые предметы искусства и антиквариата?– Предсказуемым является и вложение в современных художников, на которых есть спрос. Но такие инвестиции целесообразны в коротком периоде. Если мы понимаем, что есть интересный современный художник, мы открываем под него ПИФ и покупаем его работы, а потом идём на аукцион и продаём его работы но только уже дороже …То есть вы собираетесь участвовать в ценообразовании? – Имея дело с современником, мы можем регулировать спрос и предложение.Как вы оцениваете инвестиционные перспективы российского арт-рынка?– Боюсь, что изначально у нас будет то же самое, что было в начале с ПИФами недвижимости и кредитными ПИФами – они, в первую очередь, создавались как кэптивные. Но в дальнейшем ПИФы искусств обладают большой перспективой: на арт-рынке можно получать очень большую прибыль, и люди, имеющие много денег, это понимают – очень многие состоятельные граждане в России коллекционируют искусство. Это не просто способ инвестиции. Это очень престижный способ инвестиции. Плюс очень прибыльный цивилизованный рынок.    Иван РуденкоРодился 15 февраля 1980 г. в Москве.Образование: Московский гуманитарный институт (2004).Опыт работы:
2009 – н. в. – генеральный директор УК «Паллада Эссет Менеджмент».2003–2008 – ИГ «Русские Фонды»: аналитик , сейлз, старший сейлз, начальник отдела ценных бумаг, директор инвестиционно-банковского департамента.Семейное положение: не женат.