«Viberi» Лейла Покровская: «Наша задача – вернуть детей в залы»
«Наша задача – вернуть детей в залы»Лейла Донияровна, как идет реализация программы? – Используя спортивную терминологию, могу сказать: она успешно стартовала и уверенно продвигается по дистанции. За 10 лет на финансирование программы будет направлено в общей сложности 106,6 млрд рублей. Большая часть из этих средств – около 80% – пойдет на строительство спортивных сооружений при образовательных учреждениях и по месту жительства людей. Финансирование будет осуществляться за счет средств федерального и региональных бюджетов (в равных долях), а также – онлайновой лотереи и внебюджетных, спонсорских источников.
Почему до сих пор не запущена онлайновая лотерея, ведь она должна принести около 26 млрд рублей? – У нас были проблемы и сложности с выбором оператора, который должен проводить лотерею. Один конкурс не состоялся из-за отсутствия необходимого количества заявок, на втором мы выбрали «Орглот», сейчас идет проверка надежности его программного обеспечения. Запустить лотерею в 88 регионах предполагается в 2008 году. Уже для 20 регионов автоматы продажи лотерейных билетов закуплены. Оборудование планируется установить на спортивных объектах, в магазинах, банках. Розыгрыш будет происходить каждые пять минут, то есть о своем выигрыше человек может узнать сразу после покупки билета. Соответствующую информацию разместят в интернете, на телевидении, в бегущей строке на аппарате, продающем билеты. Стоить они будут 40 рублей – это вполне доступная цена.
Есть мнение, что «Орглот» предложил не самые лучшие условия. Почему же вы выбрали именно его? – Онлайновая лотерея – серьезный проект, которого в России вообще никогда не было, поэтому нет и ни одной организации, у которой бы имелся опыт в проведении подобных мероприятий. В мире всего шесть таких компаний, но ни одна их них не выразила желание участвовать в нашем конкурсе. «Орглот» – единственный оператор, который предоставил нам гарантии Газпромбанка (один из акционеров «Орглота» – «Выбери!by») о перечислении денег в бюджет на общую сумму 3 млрд рублей. Это были максимальные гарантии из всех предложенных.
Сколько объектов в рамках программы уже построено? – Всего из федерального бюджета выделено 3,5 млрд рублей, в рамках программы уже построено более 100 объектов, всего за 10 лет их будет возведено свыше 4 тысяч. В этом году планируется сдать 114 объектов, из них 27 предназначены для спорта высших достижений (общий объем финансирования – 1,3 млрд рублей), 87 – для массового спорта (2,4 млрд рублей).
Местные власти готовы выделять средства на спорт? – Мы уже подписали соглашения с 83 субъектами федерации. Сразу скажу: без участия регионов ничего бы не получилось. Программа вовлекает губернаторов в своеобразное спортивное состязание, побуждая инвестировать в спорт как можно больше средств. При таком подходе сумма, выделенная государством, автоматически возрастает в несколько раз. Наверно, все понимают, что спорт может отвлечь молодежь от преступности, от наркомании, пьянства и других вредных привычек – той же компьютеромании.
Какие регионы самые активные? – Очень много объектов сдано в Мордовии, Чувашии, Пензенской и Омской областях, в Республике Марий Эл. В этих субъектах заметно снижается детская наркомания и преступность. А в Скопино, например, жители города собрали 1,6 млн рублей, которые помимо бюджетных денег были направлены на строительство спорткомплекса с четырьмя универсальными залами и двумя бассейнами – взрослым и детским. Или возьмем, к примеру, Пензенскую область, где в этом году прошли финальные старты III летней спартакиады учащихся России. Здесь на каждый рубль, вкладываемый в медицину, приходится до девяти рублей, идущих на развитие физической культуры и спорта. Для занимающихся в физкультурно-оздоровительных центрах введена льготная стоимость абонементов. Их цена в среднем – около 300 рублей на месяц, а если, к примеру, приходит заниматься женщина с ребенком, цена снижается вдвое, с двумя детьми – на 75%, для матери с тремя детьми абонемент предоставляется бесплатно. И вот результат: если раньше физкультурой в области занималось около 2% населения, то сейчас – уже 17%.
Есть регионы, которые отказываются участвовать в программе? – Пока есть, но их очень мало.
Вы можете их назвать? – Нет.
А почему они отказываются? Денег нет? – По разным причинам, не всегда все объясняется отсутствием денег, просто находятся более важные проблемы, требующие финансирования. Но сегодня те, кто в 2005–2006 годах отказались от участия, пересматривают свою социальную политику. Это неизбежный процесс.
Что делается для спорта высших достижений? – Заканчивается реконструкция баз, где готовятся сборные команды. Мы сосредоточились на объектах, подведомственных Росспорту, которые с 1980 года, когда в Москве проходила Олимпиада, не ремонтировались и не реконструировались. Сейчас мы их усиленно восстанавливаем и расширяем. Большая часть средств из 5,6 млрд рублей, выделенных на эти цели, пошла на обновление подмосковных баз «Озеро Круглое» и еще одной в Новогорске, где мы планируем создать условия для тренировок почти всех олимпийских видов спорта. Кроме того, в Сочи планируется воссоздать Медико-восстановительный центр, который будет обслуживать Олимпийские игры 2014 года, в том числе и в качестве антидопинговой лаборатории. Разумеется, у нас останутся проблемные участки – скажем, в России практически нет тренировочных центров для зимних видов спорта, кроме биатлона и лыжных гонок. Нет у нас своей бобслейной трассы, лыжных трамплинов, подходящих для проведения международных соревнований. Нашим спортсменам приходится ездить за границу, а это стоит немалых денег.
Расскажите подробнее о базе «Озеро Круглое» – говорят, у вас к этому объекту особая слабость…– В этом году работы завершатся, там тренируются представители летних видов спорта – фехтовальщики, пловцы и гимнасты. Объект был сдан в эксплуатацию в 1978 году, и с этого времени на базе не было ни текущего, ни капитального ремонта – я не могу вам передать, в каком запущенном состоянии он находился. В свое время база была приватизирована, но нам удалось добиться ее деприватизации: спасибо губернатору Борису Громову. Сегодня там уже закончена реконструкция всех спортивных объектов, в частности двух залов для спортивной гимнастики – таких залов в мире очень мало, и к нам уже приезжают тренироваться зарубежные сборные. Полностью реконструирован бассейн, обустроенный новыми системами очистки воды, самым современным оборудованием для тренировок. Кроме того, мы планируем построить еще два бассейна: для синхронного плавания, водного поло и прыжков в воду. Возведено новое общежитие для спортсменов, началась перестройка двух старых жилых корпусов. Осталось завершить ремонт гостиницы, где планируется увеличить количество номеров, поскольку их сейчас не хватает, чтобы покрыть существующие потребности. В общей сложности на базу уже потрачено 1,1 млрд рублей, планируется выделить еще 2 млрд. Но оно того стоит. Мы серьезно занимаемся и Новогорской базой. Вдвое – до 440 номеров – увеличиваем там количество мест для проживания. Строятся две ледовые площадки, комплекс для спортивной гимнастики.
Счетная палата РФ после очередной проверки Росспорта пришла к выводу, что вы делаете ставку на спорт высших достижений, а детский и юношеский спорт совершенно заброшен. Это так? – Что значит заброшен? За последние пять лет количество детско-юношеских школ выросло на 1100 – всего их сегодня около 29 тысяч. Только в этом году на старт летней спартакиады учащихся России вышли более 100 тыс. детей, в стране возрождается это движение. Ежегодно проводятся многотысячные спортивные мероприятия для молодежи, инвалидов, воспитанников интернатов и детских домов. Это не считая сотен соревнований по отдельным видам спорта, всероссийских массовых стартов «Кросс наций», «Лыжня России», «Российский азимут», в которых участвуют миллионы россиян – и стар, и млад. А детские турниры «Золотая шайба», «Кожаный мяч», «Белая ладья», «Веселый дельфин», «Шиповка юных» и многие другие? Может быть, кому-то этого и покажется мало, но только скажу, что ни в одной стране мира подобного вы не увидите. Мы сегодня достаточно серьезно, плотно работаем с Рособразованием и просим, например, не выдавать лицензию тем вузам, у которых нет спортивных комплексов. Сегодня это не является обязательным критерием, и спорт в системе высшего образования остается факультативным. Естественно, мы с этим боремся, а министр образования пообещал исправлять положение уже с 2008 года.
В чем заключается роль Росспорта в подготовке к Олимпиаде–2014? – Основная наша задача – подготовить сборную команду, чтобы на Олимпийских играх в Сочи мы выступили достойно. Чтобы занять первое место, нам нужно получить как минимум 20–25 золотых медалей.
Это реально? – Ничего невозможного нет. Были времена, когда мы завоевывали и больше.
Но тогда государство тратило денег на спорт гораздо больше, чем сейчас…– Наверное, не о деньгах надо говорить. Тогда действительно было большое количество государственных спортивных комплексов, были дворовые площадки, которые содержались домоуправлением. Сегодня другое время. Мы вместе с Росстатом проводили исследование, чтобы понять, что мешает людям заниматься спортом? И вы знаете, про отсутствие денег ответили всего несколько человек, в основном говорили о недоступности или отсутствии спортивных комплексов, о том, что они расположены далеко от дома. Ведь ребенка надо водить на занятия, а не у всех есть такая возможность. Это раньше мальчики и девочки сами ездили на тренировку и мамы выпускали их одних во двор. Сегодня же большинство ребят сидят у компьютеров и играют в футбол и хоккей на экране монитора. Но компьютеры – это тот же наркотик, и наша задача – вернуть детей в залы.
Лейла Покровская родилась в Саратове, окончила московский Всесоюзный инженерно-строительный институт. Работала главным бухгалтером в Моссельхозтехнике и Мосгорисполкоме, начальником финансового управления Федеральной миграционной службы, занимала руководящие посты в московских коммерческих банках. В июне 2002 года возглавила финансовое управление Госкомспорта России, затем – финансово-экономическое управление Росспорта
Рубрики