Рубрики
Статьи

«Viberi» Лебединая песня

«Viberi» Лебединая песня
«Viberi» Лебединая песняPepsico и The Pepsi Bottling Group договорились с четырьмя крупнейшими собственниками «Лебедянского» о выкупе 75,5% акций компании за $1,36 млрд. Новость рынок не потрясла: слухи о возможной сделке ходили еще с 2006 года. Сама логика бизнеса толкала Pepsico на это приобретение. Лидер мирового сокового рынка безнадежно отставал в России от своего основного конкурента – Coca-Cola, успевшей приобрести «Мултон» и Aquavision. В то же время Pepsico довольствовалась соком под брэндом Tropicana, разливавшимся на мощностях «Нидана». Кстати, участники рынка ожидали, что западная корпорация выкупит как раз своего давнего партнера. Но этот актив Pepsico прозевала: британский фонд Lion Capital успел раньше. После стала очевидной неизбежность приобретения «Лебедянского». Одна сделка – и компания мгновенно вырвалась в безусловные лидеры рынка.
Однако за приобретение пришлось хорошо заплатить. Цена сделки подразумевает, что всю компанию Pepsico оценила в $2,01 млрд ($88,02 за акцию), а соковый бизнес (производство детского питания и воды останется нынешним акционерам) – в $1,8 млрд. Для сравнения: капитализация всего «Лебедянского» за день до сделки составляла $1,85 млрд. Аналитики хором признаются, что цена оферты непривычно высока: «Показатель EV к EBITDA за 2007 год для сокового бизнеса получается равным 17 – огромная премия к сопоставимым компаниям, например “Вимм-Билль-Данну”», – отмечает Виктория Гранкина из «Тройки Диалог». «Высокая цена покупки обусловлена лидирующим положением «Лебедянского» и отсутствием альтернатив для Pepsico по входу на рынок», – объясняет аналитик «Антанты Пио­глобал» Андрей Верхоланцев.
Делили-пилили. Как ни странно, реакция рынка была негативной: торги по акциям «Лебедянского» на РТС в день объявления о покупке закрылись на отметке $87 (-3,4%). Возможно, причина тому – сложность структуры сделки, в деталях которой инвесторы могли банально не разобраться. Pepsico выкупит только соковое направление бизнеса. Производство минеральной воды и детского питания будет выведено в отдельную непубличную компанию. Сторонам сначала потребуется получить одобрение простого большинства миноритариев на разделение двух направлений деятельности «Лебедянского». «Если большинство проголосует «за», то появятся две фирмы с зеркальной структурой собственности. После чего Pepsico выкупит пакеты четырех крупных акционеров из сокового бизнеса, а затем сделает обязательное предложение миноритариям», – говорит один из организаторов сделки.
Цена оферты для согласившихся на разделение бизнесов будет определяться как наибольшая величина из двух – либо уже предложенные $88,02 за акцию, либо средневзвешенная цена торгов по акциям за шесть месяцев с момента заседания совета директоров, которое состоится 28 марта. «Исходя из текущих котировок, миноритарии фактически бесплатно получают пакет в несоковом бизнесе», – говорит инвестбанкир. Будущее тех акционеров, которые проголосуют против выделения сокового бизнеса, менее радужно. Их акции в обязательном порядке выкупят по цене, сначала определенной независимым оценщиком, а затем утвержденной 28 марта на совете директоров.
Прочь от публичности. Нынешние основные владельцы «Лебедянского» Николай и Юрий Борцовы (30% и 25,1% акций), Ольга Белявцева (18,4%) и Дмитрий Фадеев (2%) останутся собственниками отпочкованной компании с аналогичной структурой акционерного капитала. «Они приняли решение развивать бизнес детского питания и минеральной воды, – сообщил исполнительный директор «Лебедянского» Магомет Тавказаков, – и он будет непубличным».
Pepsico также намерена сделать новую соковую компанию закрытой частной структурой: «Им не нужна публичная компания с поддержанием листинга, отчетности, требующих организационных и денежных затрат», – говорит представитель банка-организатора сделки. По его словам, Pepsico постарается довести свою долю до 95% и затем проведет делистинг.