Кто управляет богатством
Кто управляет богатствомУ богатых свои проблемыЧем больше состояние, тем сложнее становятся потребности в финансовых инструментах: хочется защитить имущество от возможных рисков, платить по возможности меньше налогов, позаботиться о наследниках и т. д. С другой стороны, набор доступных инструментов также расширяется, и сделать выбор становится непросто. Тем более что масса повседневных забот о бизнесе нередко лишает делового человека возможности поддерживать порядок в личных финансах. В то же время цена ошибки в управлении большим состоянием многократно возрастает.
По мере того как состоятельных семей в мире становилось все больше, из прежде разрозненных услуг по управлению состояниями сформировался большой высокодоходный рынок. Его бум начался в 90-е годы, когда в результате расцвета американского фондового рынка число владельцев миллионных состояний росло как на дрожжах. По оценкам Boston Consulting Group, к началу нынешнего столетия рынок управления состояниями оценивался в $40 трлн и приносил работающим на нем финансовым институтам $500 млрд в год. К 2005 году объем рынка достигнет $65 трлн, а доходы управляющих состояниями институтов — $700 млрд.
В странах Запада управление состояниями включает в себя широкий спектр в высшей степени персонифицированных услуг, охватывающих все аспекты финансовой жизни клиента (см. схему).
Банк, обслуживающий VIP-клиента, нередко называют «частным банком» (private bank). Управление состоянием предполагает, что банк становится доверенным финансовым советником клиента, берет на себя всеобъемлющее индивидуальное решение финансовых задач его самого, а затем и его наследников. Естественно, такого рода сотрудничество требует высокого уровня доверия клиента к банку. Клиент сам выбирает себе персонального менеджера из числа специалистов банка, который и занимается составлением и реализацией его финансового плана.
Меню для VIP-клиентаСтандартный набор услуг, предоставляемых при управлении состояниями, включает в себя несколько групп.
Финансовое планирование предполагает определение финансовых целей клиента и составление в соответствии с этими целями детального плана доходов и расходов клиента на несколько лет вперед. В ходе составления плана проводится анализ текущего состояния и структуры активов и обязательств с учетом финансовой истории клиента, а затем вырабатываются предложения по реструктуризации активов. В результате составляется модель, которая дает картину формирования и наиболее рационального распределения во времени положительных и отрицательных денежных потоков, позволяет спрогнозировать, когда клиенту стоит взять кредит, а когда разместить свои свободные денежные средства таким образом, чтобы максимальная доходность финансовых инструментов совпала с моментом крупных затрат. В финансовом плане учитываются текущие и будущие налоговые выплаты клиента, планируемые затраты (от покупки виллы в Калифорнии до расходов на свадьбу любимой дочери), сохранение наследства и управление передачей наследуемого имущества и еще многие нюансы, которые для непрофессионала могут остаться незамеченными. Кроме того, в ходе реализации план нуждается в постоянном мониторинге и корректировке с учетом меняющихся условий финансового рынка и потребностей самого клиента.
Если финансовый план является фундаментом для всех последующих действий с состоянием клиента, то управление активами, как правило, становится ядром финансовой стратегии. Его цель — получение желаемого дохода от вложенного капитала с минимально возможным уровнем риска. При выборе инвестиционной стратегии управления портфелем клиента во внимание принимаются такие факторы, как ожидаемая доходность, риск, на который готов пойти клиент, его требования к ликвидности и фактор времени. В последнее время повышенное внимание к управлению активами на Западе связано с нестабильностью фондовых рынков: если в период бума индивидуальные инвесторы чувствовали себя достаточно уверенно, то сейчас им приходится быть осторожнее и все чаще полагаться на профессионалов.
Управление рисками, безусловно, имеет непосредственное отношение к управлению активами, но в более широком смысле (в контексте управления состояниями) оно включает изучение и снижение всех возможных рисков, угрожающих финансовому состоянию клиента. Соответственно методы могут быть самыми разнообразными: диверсификация структуры активов, разнообразные программы страхования, использование деривативов и т. д.
Управление долгом охватывает как уже существующие обязательства, так и планы по привлечению заемных средств. Банковский эксперт изучает текущее состояние задолженности и в случае необходимости предлагает план реструктуризации. Для пополнения ресурсов клиента ему может быть предложен широчайший выбор услуг: обычные ссуды, кредитные линии, закладные, ссуды на инвестиции в бизнес и даже ссуды на такие специфичные расходы, как покупка самолетов и пополнение коллекции предметов искусства.
Конечно, перечень предлагаемых услуг может этим и не исчерпываться. Например, многие крупные банки выделяют с качестве самостоятельной группы продуктов управление благотворительными или пенсионными программами, альтернативные инвестиции, управление недвижимостью и т. д. Дополнительные консалтинговые услуги также впечатляют своим разнообразием: от исполнения завещаний до консультаций по предметам коллекционирования.
«Новые» богатыеXXI век принес на рынок управления состояниями новые тенденции. Раньше на элитное обслуживание могли рассчитывать только клиенты, чьи инвестируемые средства (investable assets) превышают $1 млн («high net worth individuals» HNWI). Мультимиллионеры по-прежнему остаются самым прибыльным сегментом рынка, именно за них ведут агрессивную борьбу крупные банки с «громкими» именами (такие как Goldman Sachs или J.P. Morgan). Однако по мере того, как бум фондовых рынков сменялся застоем, число корпоративных и индивидуальных банкротств росло, а конкуренция на рынке становилась все острее, финансовые институты стали обращать все больше внимания на людей с состояниями, измеряемыми шестизначными цифрами (mass affluent, или sub-HNWI). Сейчас многие банки не прочь управлять состояниями в $500 тыс. и даже $100 тыс. В США на этот рыночный сегмент приходится около трети инвестируемых ресурсов, и растет он наиболее высокими темпами. Спрос на индивидуальный подход со стороны таких клиентов растет, однако финансовые институты столкнулись с проблемой снижения нормы прибыли в отрасли: издержки элитного обслуживания высоки, а доходы от управления средними состояниями относительно невелики. Для многих банков решением проблемы стали информационные технологии: они позволили существенно сократить затраты на формирование инвестиционных портфелей, их мониторинг и контроль риска при сохранении индивидуального подхода к потребностям клиента. Конечно, количество и качество услуг, предлагаемых клиентам с состоянием менее $1 млн, на порядок скромнее. Управление состояниями в его классическом понимании (максимальный выбор плюс обслуживание по высшему разряду) предлагается клиентам с состоянием более $5 млн. Финансовым институтам приходится сталкиваться и с меняющимся обликом современного потребителя. Наряду с владельцами крупных и средних компаний и наследниками богатых родителей в ряды миллионеров все чаще пробиваются топ-менеджеры крупных фирм и представители малого бизнеса. Потребности и психология этих миллионеров «нового типа» имеют свою специфику: они стремятся стать активными партнерами банка в построении своего состояния, больше интересуются финансовой информацией, лучше разбираются в технологиях и больше стремятся к инвестированию за рубежом. Клиенты «нового типа» живо интересуются новыми услугами и различными видам альтернативных инвестиций. В отличие от них «старая гвардия» зачастую просто предоставляет банку свободу действий и мало интересуется процессом приумножения своих капиталов.
Требования современных клиентов в секторе управления состояниями сейчас настолько многообразны, что банки уже не могут полагаться только на собственные продукты (proprietary products), даже если речь идет о крупнейших диверсифицированных финансовых институтах. Поэтому в последнее время широкое рас- пространение получили партнерства банков со специализированными финансовыми институтами, чьи услуги банки предлагают в рамках управления состояниями (non-proprietary products).
А что у нас?В России многие крупные банки и инвестиционные компании предоставляют услуги доверительного управления активами (см. Выбери.by № 7 на www.finansmag.ru). Нередко под термином «управление состояниями» в России понимают именно управление активами, в то время как на зарубежных рынках на управление активами приходится лишь чуть больше 40% доходов от состоятельных клиентов. Некоторые финансовые институты осуществляют финансовое планирование для ограниченного круга клиентов (например, УК «НИКойл» главным образом обслуживает топ-менеджмент «ЛУКОЙЛа»). Неразвитость рынка управления состояниями объясняется слабостью финансовых рынков и банковской системы, невысокой квалификацией финансовых специалистов, небольшим числом крупных состояний и нежеланием их владельцев привлекать к себе ненужное внимание.
Рубрики