Рубрики
Статьи

«Viberi» Кризис – время учиться

«Viberi» Кризис – время учиться
«Viberi» Кризис – время учиться№41 (276) 03.11–09.11.2008 — Капитал Кризис – время учитьсяПроблемы в экономике позитивно влияют на рост интереса к образованию. У людей с деньгами наконец-то появится время для учебы. На магистерские и постдипломые программы придут качественные студенты.Тенденции, наблюдаемые в российском высшем образовании, в основном положительные. Поступает все больше бюджетных средств. Проводятся реформы. Двухуровневая система образования делает выпускника более мобильным и конкурентоспособным на рынке труда. Бакалавриат предоставит общие знания, с которыми он сможет получить свой первый рабочий опыт. А магистратура позволит углубить то направление, которое он в итоге для себя выберет. Старая система не допускает такой гибкости. А ведь мало кто из школьников в 17 лет может точно сказать, кем он собирается быть. Следствием происходящих кризисных явлений может стать увеличение числа учащихся на постдипломных программах. Обычно спад в экономике провоцирует интерес к образованию у тех, кому во время ее подъема некогда было учиться. Магистерские и программы повышения квалификации привлекут хороших студентов. Кризис – вещь временная, по сути своей ничего не меняющая. Не думаю, что будет особый всплеск внимания работодателей к каким-то определенным профессиям. До него, во время и после нужно всегда совершенствоваться в своей области. В течение какого-то времени получить в России высокооплачиваемую работу будет сложнее, чем за рубежом. Думаю, увеличится поток желающих учиться за границей. Но нет ничего плохого в том, что люди готовы реализовать себя на Западе. Рано или поздно, когда страна опять войдет в колею, они вернутся уже грамотными специалистами. Для частных вузов, у которых нет подушки ликвидности, могут наступить тяжелые времена. Заведения, работающие в постдипломных программах, скорее всего, почувствуют на себе последствия сокращения издержек крупными предприятиями. Заказчики не смогут широко финансировать обучение своих сотрудников. Первое высшее образование станет менее доступно для детей из семей среднего класса. Многие родители будут ориентироваться на бюджетные места или на дешевые программы частных вузов. Ведущие учебные заведения будут ощущать недостаток студентов – положительный момент, так как придется конкурировать на международном рынке за ино­странных студентов. Количество наших абитуриентов падает в год на 10% в результате демографических проблем. Россия могла бы привлекать студентов из восточных и азиатских стран, но сейчас этому мешает бытовой расизм. Кстати, РЭШ сознательно не принимает ино­странцев, потому что не может обеспечить им безопасность. Это вопрос должен быть поднят на самом высоком уровне, и, я думаю, государственные вузы скоро начнут его задавать.Если оценивать качество всех ступеней «учебной» лестницы, то по результатам опросов работодателей, больше всего они недовольны средне-специальным образованием. Стране не хватает квалифицированных рабочих рук. Кризис как раз высвободит специалистов. Однако это временное явление. Поэтому предприятиям, думающим о будущем своего производства, нужно напрямую сотрудничать со школами. Создавать на своей базе учебные центры. Общее беспокойство вызывает качество школьного образования. Знания детей ухудшатся год от года. Мы косвенно можем свидетельствовать об этом. РЭШ принимает бакалавров, причем, как правило, к нам приходят выпускники ведущих университетов. Но и они теперь хуже знают математику, чем их предшественники. В вузы подпадают плохо подготовленные школьники. Введение ЕГЭ должно улучшить ситуацию. Из-за взяточничества в приемных комиссиях целые поколения детей вырастает с мыслью, что коррупция – это нормальное явление. С экономической точки зрения, госденьги расходуются не по назначению: на бюджетные места попадают не талантливые, а богатые дети. Хотя ЕГЭ все же недостаточная мера по улучшению ситуации. Пока не отменим призыва в армию, мы не узнаем, сколько в нашей стране хороших вузов. Критерии оценки качества высшего образования во всем мире – трудовые успехи выпускников и исследовательская деятельность преподавателей. Первый пункт в России трудно измерим: у нас не принято следить за карьерным ростом своих слушателей. А вот заслуги преподавателей можно взвесить: о многом говорят публикации в авторитетных журналах, индекс цитируемости статей. Но конечным доказательством качества можно считать финансовую поддержку, который благодарный ученик оказывает своему вузу.