Рубрики
Статьи

«Viberi» Кредиты –Уговоры –Деньги

«Viberi» Кредиты –Уговоры –Деньги
«Viberi» Кредиты –Уговоры –Деньги«Если раньше кредитные организации неохотно прибегали к услугам коллекторов, предпочитая самостоятельно работать с должниками, то теперь наметилась тенденция к активному сотрудничеству с ними. Крупные банки с большим объемом просроченной задолженности передают и продают свои долговые портфели, выбирая коллекторские агентства по конкурсу», – рассказывает Алексей Купреенко, директор по развитию бизнеса одного из таких агентств – «Русбизнесактив».
Трудно сказать, чем именно объясняется желание банков продавать долги, а не передавать их коллекторам на аутсорсинг. То ли стремительно растущим объемом просроченной задолженности, которая тяжелым грузом ложится на баланс, то ли пока еще недостаточным доверием к «собирателям долгов». Как бы там ни было, но на рынке коллектор­с­кой деятельности за последние полгода-год произошли большие перемены. Еще совсем недавно его операторы тратили массу времени и сил на поиски клиентов, зачастую встречая резкие безапелляционные отказы и радуясь портфелю просроченной задолженности любого качества. Теперь такие проблемы испытывают только начинающие игроки. Хорошо зарекомендовавшие себя коллекторы регулярно получают от банков предложения поучаствовать в долговых распродажах.
Репутация бейсболиста. Доверие банков к коллекторам хотя и растет, но далеко не безгранично. Они предъявляют агентствам целый ряд условий. «Прежде всего это требования к IT-безопасности. Например, обмен данными должен происходить с помощью зашифрованных файлов. Очень важно, какие рекомендации имеет агентство, кто его партнеры. Банк должен быть уверен, что передаваемые персональные данные клиентов будут надежно защищены. Большое значение имеет опыт работы, системное обеспечение, наличие региональной сети, а также имидж компании на рынке. Репутация коллекторского агентства весьма существенно может повлиять на репутацию кредитной организации, – рассказывает председатель правления банка «Ренессанс Капитал» Алексей Левченко. – По­с­кольку агентства действуют по поручению банка, зачастую методы их работы и имидж клиент напрямую ассоциирует с этим самым банком». Специфические приемы могут негативно сказаться не только на репутации кредитора. «Нередко банку проще списать задолженность в убыток, нежели отдать ее в работу неблагонадежным и дискредитировавшим себя структурам. Ведь в случае малейшего нарушения (реального или мнимого) прав граждан, последние незамедлительно обращаются в ЦБ, который рассматривает 100% жалоб и по каждой предписывает объясниться», – рассказывает начальник управления по работе с проблемными активами Росбанка Павел Сеченов.
Бейсбольная бита, раскаленный утюг, письма с «черной меткой» – уважающие себя коллекторские агентства исключают такие методы. «Уговоры, и только уговоры, – настаивают «собиратели долгов». – В крайнем случае – судебное разбирательство». Должников делят по психологическим типам, для чего в штате имеются соответствующие специалисты. На каждый тип – свои методы воздействия. Агентства не скупятся на услуги консалтинговых компаний, которые проводят с их сотрудниками специальные тренинги.
Hard rock collection. Существуют три основных ступени работы с должниками. На этапе soft collection устанавливается телефонный контакт с должником, рассылаются письма и уведомления, проводится консультирование о способах и сроках погашения задолженности. Если на этом этапе должник все еще уклоняется от уплаты, происходит плавный переход к следующей ступени – hard collection. Телефонные звонки становятся чаще, интенсивно рассылаются электронные и sms-сообщения. Домой к должнику выезжает группа сотрудников коллекторского агентства с целью установить уже непосредственный личный контакт. О долге становится известно родственникам и работодателю, иногда и средствам массовой информации (чаще всего, если должник – лицо юридическое). Если «клиент» пошел на контакт, поняв, что от него не отстанут и долги придется возвращать, коллекторы помогают ему в оформлении соглашений о реструктуризации долга, контролируют платежи, напоминают о сроках и суммах предстоящих выплат и даже иногда сопровождают его в офис кредитора для очередной выплаты.
Последний этап – legal collection, или взыскание задолженности в судебном порядке. До этого этапа доходят уже самые безнадежные долги. Большинство же возвращается на предыдущих стадиях. «Довольно часто организации обращаются в коллекторское агентство, уже имея на руках решение суда о взыскании, – говорит Алексей Купреенко. – Получить его – не проблема. На это уходит несколько дней, и, как правило, банки такие суды выигрывают. Проблема – вернуть по этому решению деньги. Исполнительное производство может затянуться на годы, и хорошо, если заемщик все-таки отдаст то, что должен».
Контрмеры. Работа коллекторов и опасна, и трудна. Их подопечные научились противостоять сбору долгов, давая то симметричный, то асимметричный ответ. «Некоторые из них хамят, оскорбляют сотрудников агентства по телефону и угрожают едва ли не физической расправой, – сетует гендиректор агентства «Межрегиональный долговой центр» (МДЦ) Сергей Мамедов. – Не каждый человек это выдержит. Поэтому в коллекторских агентствах большая текучка кадров». Психологический отпор – это еще полбеды. Есть более «продвинутые» должники, которые пишут заявления в правоохранительные органы о том, что у них посредством угроз и морального давления вымогают деньги. Коллектору же они сообщают о своей готовности выплатить долг. В момент передачи денег сотруднику агентства (если оно выкупило долговой портфель) появляются люди в форме и забирают «собирателя» в ближайшее отделение милиции. «По­этому к должникам отправляется как минимум двое коллекторов. Один ведет переговоры, а другой в беседу не вступает, чтобы в случае обращения должника в милицию быть свидетелем», – заключает Сергей Мамедов.
ЦИФРЫ: Пока долги дешевыПравильно поставленный коллекторский бизнес может быть весьма рентабельным.Стоимость долгового портфеля, как правило, колеблется в районе 5–7% от суммы основного долга. Здесь кроется одна из многих проблем коллекторской деятельности – отсутствие стандартных методик оценки долгов. Сейчас каждое агентство решает эту проблему по-своему, но уже делаются некоторые шаги к выработке стандартов, а также программного обеспечения, позволяющего по данным долгового портфеля определить, какой процент средств может быть возвращен и с какой вероятностью.
В 2008 году долги уже значительно «подешевели». Появление эффективных методик даст возможность устанавливать справедливые цены и повысит результативность работы коллекторских агентств.
ТВОРЧЕСТВО: Закон нужен, но какой?Сегодня деятельность коллекторов регулируется Гражданским кодексом. О необходимости отдельного закона твердят уже не один год, но его разработка движется медленно.Елена Докучаева, генеральный директор агентства «Секвойя кредит консолидейшн»:– Сейчас обнародован один законопроект о коллекторской деятельности, подготовленный рабочей группой при Минэкономразвития, Ассоциации российских банков, Ассоциации по развитию коллекторского бизнеса. В нынешнем своем виде он требует значительных поправок и доработок. Например, данная версия абсолютно не описывает права должника. Осенью этого года должна выйти версия законопроекта, подготовленная Национальной ассоциацией профессиональных коллекторских агентств.
Сергей Мамедов, генеральный директор агентства МДЦ:– Аспектов, касающихся деятельности коллекторских агентств и не описанных в других законах, недостаточно для полноценного законопроекта. Проект, существующий сейчас, необходимо пересматривать и дорабатывать. В сентябре назначено очередное заседание комитета по коллекторской деятельности, на котором снова будут рассматриваться варианты и предложения, касающиеся закона.
Показатели некоторых коллекторских агентствКомпанияГод основанияОбъем долгов, переданных от кредитных организаций, млн руб.Объем долгов, переданных от некредитных организаций, млн руб.Количество кредитных организаций, передавших долгиОбъем долгов перед кредитными организациями, взысканных без судебного разбирательства, млн руб.Объем долгов перед кредитными организациями, взысканных в судебном порядке, млн руб.30.06.200831.12.200730.06.200730.06.200831.12.200730.06.200730.06.200831.12.200730.06.200731.12.2007 — 30.06.200830.06.2007 — 31.12.200731.12.2007 — 30.06.200830.06.2007 — 31.12.2007Секвойя кредит консолидейшн*200420384,41528012262,75418,63129,6645,4210163120н. д.н. д.н. д.н. д.Столичное коллекторское агентство20053515,2946,430,5363,855,319,821111184,437,5н. д.н. д.Национальное агентство по сбору платежей20062740,62266,32582,626,719,113,7232019122,3119,79,97Русбизнесактив2003120085050057044030085442030080120Межрегиональный долговой центр2005976,8607,4515,31328659181413111,980н. д.н. д.Центр юридического сопровождения бизнеса2003583480360397269115211810237,6н. д.185,8н. д.Русколлектор2006298,3267,5238,786,467,955,4менее 109650,740,14032,1Данные переведены из долларов по курсу ЦБ на соответствующую дату.